«Помимо рейнско-маасского художественного круга в начале XIII в. существовали (в Германии) еще два мощных источника художественных влияний – в первую очередь Византия, с искусством которой Запад познакомился ближе благодаря крестовым походам, а особенно после разграбления крестоносцами Константинополя в1204 г., и Франция, где к 1200 году готика вступила в зрелую, классическую фазу. Уже в Хальберштадском Распятии, возникшем ок.1220 г., огромной многофигурной деревянной композиции, иконография фигур и их эмоциональная тональность заметно иные, чем в рельефах оград хора хальберштадской церкви Богоматери. Оно проникнуто духом сакрально торжественности, аскетичной строгости. Неподвижность, фронтальность фигур, геометризированная симметричность композиции воспринимаются на первый взгляд как возврат к зрелому романскому стилю. Но по своему образному строю хальберштадское Распятие так же непохоже на немецкое искусство середины XII в., как и на антикизирующие произведения начала XIII века.
Христос ничем не напоминает тяжеловесные простонародные образы распятого, создававшиеся в романскую и оттоновскую эпохи. Его тело, слабое и стройное, красиво, с легким боковым изгибом, без мускольного напряжения простерто на кресте, овальное лицо с прямым тонким носом, пухлыми губами и тщательно расчесанными прядями волос и бороды принадлежит к типу, в котором смешиваются античные и ориентальные черты и который прежде был не знаком немецкому искусству. Полузакрытые глаза и полураскрытый рот выдают физическое и душевное страдание, но умеренное, не искажающее этих правильных черт в отличие от обезображенных смертью ликов романских Распятий. Это явственное стремление сделать Христа прекрасным, и в то же время избавить его от грубой материальности, чуждо романскому искусству, не искавшем в телесном облике человека красоты, но и не смущавшемся его неприглядностью.
То же стремление к одухотворению плоти и тот же чуждый романскому искусству иконографический канон можно увидеть и в статуях Марии и Иоанна с их огромными серьезными глазами, плоскими худыми телами, облаченными в одежды с ломкими остроугольными складками.
Особенно же странными, почти экзотическими для западного искусства выглядят два херувима, фланкирующие композицию,…скорее геометрические фигуры, чем живые существа, более уместные в настенной росписи или миниатюре, чем в скульптурной композиции….
В хальберштатском Распятии ощущается действие … византийской художественной традиции… Византийская художественная традиция подвергла античное наследие сознательной и систематической христианизации, цель которой заключалась в том, чтобы сохранить телесную гармонию человеческого облика, но в то же время освободить плоть от…объема и весомости и одухотворить ее, сообщив человеческому облику величайшую серьезность….
Но все же есть в этом произведении черты, которые нельзя найти ни в византийских, ни в романских произведениях и которые роднят его с рельефами оград хора хальберштадской церкви Богоматери. У Марии и Иоанна миловидные юные лица, горестная мимика, проникновенно нежные жесты печали. Почти детское простодушие облика и проявлений чувств в сочетании с сосредоточенной строгостью глаз и скованностью негнущихся тел рождает то же ощущение едва освобождающейся от оков косной материи и внеличных иконографических формул и потому трогательно несмелой душевной жизни, которое так специфично для Иль-де-Франса и для рельефов ограды хора хальберштадской церкви Богоматери….
Так хальберштадское Распятие соединило в себе художественные импульсы Византии с уже укоренившимися в саксонском искусстве рейнско-маасскими классицизирующими чертами.
Как элемент декора храма хальберштадское Распятие продолжает давнюю романскую традицию так называемых триумфальных Распятий. Кресты с изображение распятого Христа еще в XI и XII вв. подвешивали к своду так называемой триумфальной арки, отделяющей хор церкви от главного нефа, или устанавливали на перекинутой через арку балке. Но в отличие от них хальберштадское Распятие включает в себя помимо образа Христа еще много фигур и имеет довольно широкую и логичную программу…
Таким образом в этом Распятии можно наблюдать многообразные поиски нового и в тематической, и в композиционно, и в образной сферах, стремление…черпать отовсюду материал для построения новой художественой системы.»
Е.П.Ювалова. Немецкая скульптура 1200-1270, стр.23-30.
Рельефы их Хальберштадта, которые упоминаются в тексте
http://uchitelj.livejournal.com/1002812.html
Здесь много информации на немецком
https://de.wikipedia.org/wiki/Triumphkreuzgruppe_im_Dom_zu_Halberstadt