Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Германия. Вюрцбург (Wurzburg) 2. Тильман Рименшнайдер (Tilman Riemenschneider) и его творчество.

К сожалению нам не удалось попасть в Вюрцбурге в Майнско-Франконский музей,
но к счастью мы с вами можем продолжить знакомство с творчеством Рименшнайдера с помощью этого замечательного поста.

Оригинал взят у elenajakovlevna в Германия. Вюрцбург (Wurzburg) 2. Тильман Рименшнайдер (Tilman Riemenschneider) и его творчество.
Сначала попытаюсь объяснить, чем же очаровали меня работы Рименшнайдера. Его скульптуры я впервые увидела в Майнско-Франконском музее в крепости Мариенберг. Неокрашенное дерево благородных сортов оказалось превосходным материалом для скульптуры. Мастер владел эффектами тончайшей резьбы и игры света на деревянных поверхностях. Он предпочитал мягкую и пластичную липовую древесину, затем втирал раствор содержавший воск и его творение приобретало теплый светло-желтый цвет. Скульптуры Рименшнайдера отличаются гармоничностью и изяществом. А некоторые из них показались мне почти одушевлёнными и тёплыми. На фотографиях этот чудный эффект, к сожалению, почти не ощущается. Поэтому при возможности любуйтесь оригиналами мастера.


http://www.germaniaplus.de/wp-content/uploads/2010/01/rs-11.jpg

Скульптура из песчаника во многом проигрывает работам из дерева. Теряется живительная теплота. Так мне кажется.


Тильман Рименшнайдер родился в Хайлигенштадте в Северной Германии между 1459 и 1462 годами. О месте и времени его обучения практически ничего не известно; предполагают, что он учился в Страсбурге и Ульме, а также, что он принадлежал к кругу Мартина Шонгауэра. В 1483 году он перебрался в Вюрцбург, бывший в это время резиденцией епископа. 7 декабря 1483 года Тильман Рименшнайдер был принят как художник в Гильдию святого Луки, которая объединяла художников, скульпторов и стекольных дел мастеров. На работу Рименшнайдера был большой спрос, и к 1500 году он стал зажиточным гражданином Вюрцбурга. Ему принадлежали в городе несколько домов, большие земельные владения с собственным виноградником; в мастерской на него работали многие ученики и подмастерья. В ноябре 1504 года он был избран в городской совет Вюрцбурга, в котором провёл 20 лет, а с 1520 по 1524 год был бюргермейстером. В 1525 году в одном из эпизодов Крестьянской войны в Германии граждане Вюрцбурга осадили резиденцию епископа, находившуюся в замке Мариенберг на противоположном берегу Майна, однако не смогли взять её, и потерпели поражение в решающей битве 4 июня 1525 года. После этого все руководители города были взяты в плен и подвергнуты пыткам. Рименшнайдер провёл в плену два месяца и был отпущен. По легенде, ему сломали обе руки, после чего он не смог больше работать, однако этой версии нет никаких подтверждений. Большая часть его имущества была конфискована, и он больше не получал крупных заказов. Скульптор жил в Вюрцбурге до своей смерти в 1531 году.





Войдём в Майнско-Франконский музей в бастионе Эхтербастай крепости Мариенберг. Здесь экспонируются шедевры Т.Рименшнайдера:




Рименшнайдер. Святая Анна. Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Апостолы. Бывшее местоположение Мариенкапелле. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. "Ecce Homo - вот есть человек" Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Святая Варвара. Бывшее местоположение: Часовня брака ("богадельня Санкт-Николаус" с часовней для прокаженных) Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Святой Николай. Бывшее местоположение: Часовня (вероятно, из триптиха) (богадельня St. Nikolaus с часовней для прокаженных) Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Святой Стефан. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Распятие. Бывшее местоположение Церковь Бюргершпиталь Святаго Духа. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:



К сожалению, прекрасная деревянная скульптура повреждена жучками. Это хорошо видно на фигуре Христа. Очень и очень надеюсь, что ответственные лица музея предпринимают необходимые для сохранности скульптур меры.


Рименшнайдер. Мадонна с младенцем. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Скорбящяя на похоронах Марии. Бывшее местоположение Acholshausen. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Святой Иоанн. Фигура была частью распятия . Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. Люстра с фигурой женщины. Вюрцбург, Mainfrankisches музей:






Рименшнайдер. Адам, песчаник, фигура Рименшнайдерa (1492-1493). Бывшее местоположение левая сторона южного портала Marienkapelle . Вюрцбург, Mainfrankisches музей:




Рименшнайдер. "Ева", песчаник, скульптура Рименшнайдера (1492-1493). Бывшее местоположение - правая часть южного портала Marienkapelle. Würzburg, Mainfrankisches музей:




Некоторые скульптуры я фотографирую повторно. Но ведь это простительно? Ракурсы чуть другие.






































































Святой Иоанн Креститель:
















Рименшнайдер. Поклонение волхвов:










Скульптура школы Тильмана Рименшнайдера. Отличается существенно от работ мастера:




В Мюнхене в Баварском Национальном музее я вновь увидела удивительную работу Рименшнайдера:





Я не сумела тогда рассмотреть в деталях эту "волосатую" Марию Магдалину, но очень заинтересовалась этой работой. Вернувшись домой, я нашла в интернете интересное сообщение mastergen (http://mastergen.livejournal.com/49007.html) на эту тему. С благодарностью привожу фрагменты его.

"К сожалению, время не пощадило многие его работы, они были утеряны или разрознены. Так, в разрозненном виде существует сейчас первая крупная работа Рименшнайдера - Мюнстерский алтарь Святой Марии...
Алтарь был задуман как большой складень. В центре – «Воспарение Магдалины», а на боковых створках - сцены из ее жизни. Это и «Пир у Симона», где Магдалина, омыв ноги Христа, вытерла их своими волосами, и «Явление Христа Магдалине», которой, по преданию, он явился первой после распятия, а также «Последнее причастие Магдалины» и «Погребение Марии Магдалины». Рименшнейдер задумал алтарь без раскраски. И хотя работа является истинным шедевром, заказчики остались не вполне удовлетворены...
Центральная часть этого алтаря является гордостью коллекции Мюнхенской старой пинакотеки. На ней изображена поддерживаемая ангелами парящая в воздухе Мария Магдалина. После вознесения Христа Магдалина каялась и предавалась молитвам, ей казалось, что во время молитвы она воспаряет, поддерживаемая ангелами. В фигуре Марии видно, насколько мастерски Рименшнайдер владел искусством резьбы по дереву. Струящиеся по плечам локоны и выросшие на ее теле завитки волос вырезаны с мастерством и тщательностью, рассчитанными на внимательное рассмотрение вблизи...
Интересно, что мастер взялся за изображение обнаженного женского тела. Для заальпийских мастеров это было довольно трудное, точнее сказать, непривычное дело. В Италии было множество античных скульптур, которые служили примером при изображении обнаженного тела. К северу от Альп такой традиции не было. Тильман прекрасно справился со своей задачей. Только легкий S-образный изгиб фигуры напоминает его готических предшественников. Покатые плечи, плавные очертания женственных форм создают пленительный женский образ. В лице Магдалины уже виден идеал женской красоты – миловидное овальное лицо с маленьким ртом и заостренным подбородком, с неизменным выражением сосредоточенности и печали на лице."

А вот пояснительный фрагмент zabzamok (http://zabzamok.livejournal.com/151649.html):

"Вторая половина жизни Магдалины согласно западным легендам прошла так: она удалилась в пустыню, где 30 лет предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её одежда истлела, но срам (наготу) прикрывали длинные волосы. А измождённое старое тело каждую ночь возносили на небеса ангелы, чтобы исцелять его — «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“» (лат. corporeis auribus)
Перед смертью Магдалину причащает случайно забредший в эти края священник, которого сначала смущает нагота прикрытой волосами святой. Святой Максимин отправляется к ней, проводит с ней последние минуты (причём Мария Магдалина при встрече с блаженным Максимином молится в хоре ангелов, поднявшись над землёй на расстоянии двух локтей). Затем он погребает свою старую соратницу в заложенной им церкви".


Теперь многое в изображении Марии Магдалины для меня прояснилось.

Посмотрим на копию погибшего Мюнстерского алтаря Святой Марии Магдалины:




Благодарные жители  Вюрцбурга  не забывают великого скульптора. Возле Резиденции установлен фонтан.  У подножия его  три фигуры - известные жители города Вюрцбурга. И в их числе - Тильман Рименшнайдер:

Tags: +Рименшнайдер, +скульптура готическая, +скульптура ренессанса, Вюрцбург, Германия
Subscribe

Posts from This Journal “+Рименшнайдер” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments