Как известно классицизм - это стиль, вдохновленный античностью. " Классицизм - это вечное стремление к устойчивым, традиционным основам бытия, по существу к недостижимому идеалу, но который человек, как ему кажется, находит в своем историческом прошлом, "золотом веке" античного искусства, где все, как хотелось бы думать, было просто, ясно, целостно и гармонично. Классицизм - это грезы, естественная потребность в непреходящих ценностях. И чем сложнее становится мир, тем сильнее эта потребность. Историческое воспоминание о гармонии "золотого века" преследует человечество как сладкий сон и сопровождает всю историю развития искусства." В.Власов.
"Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности".
Палладио, Вилла Ротонда в Виченце
На первый взгляд можно удивиться, почему на протяжение веков не угасал интерес к античной культуре, но это только если смотреть на проблему традиционно, держа в голове череду сменяющих друг друга стилей, от романского до постмодернизма. Посмотрим на проблему шире.
Европейская культура - в значительной степени довольно целостное явление, особенно если сравнивать ее с другими культурами - дальневосточной, африканской или ближневосточной. Античность - это корни европейской культуры, стиль, который в то время сложился, по всей видимости наиболее соответствует климату, мировоззрению типу темперамента (и чего-то еще) европейской нации.Классицизм, если хотите - это стиль европейской идентичности. Существенное отклонение от него было только в эпоху готики. Поэтому античная культура не может быть забыта окончательно, память о ней возрождается вновь и вновь, когда для этого возникают подходящие условия.
Кроме того в архитектуре Греки создали форму, которая идеально соответствует конструкции, и не просто соответствует, а наглядно ее иллюстрирует. Свои знания и представления они облекли в форму, понятную каждому человеку, в ней соблюдены и подчеркнуты силы и законы природы. Она дает человеку ощущение стабильности, прочности, гармонии, уверенности, она здорова и позитивна.

Рамки классицизма расплывчаты, в европейском искусствоведении нет единого мнения на этот счет. Если вы заглянете в Википедию на разных языках,
увидите, как сильно отличаются характеристики этого стиля. В некоторых странах эпоха Возрождения также относится к первой волне классицизма, что вполне справедливо.
Полторы тысячи лет люди помнили (то лучше, то хуже), что некогда в Европе существовало высокоразвитое государство, и периодически стремились возродить его хотя бы частично (Империя Карла Великого, Священная Римская империя германской нации). Разумеется в памяти веков сохранилась не Древняя Греция, а огромная, прекрасно организованная, богатая и высокоразвитая римская империя с ее многочисленными городами и сетью прекрасных дорог. Одним из способов хотя бы частично возродить это великое государство - создать города, похожие на древнеримские. Поэтому особенно ярко классицизм проявился именно в светской культуре.
Кроме широких улиц и просторных площадей античные города были привлекательны гармоничными зданиями, идеально тектоничными и пропорциональными.

Реконструкция Римского форума.
"Идеальный город" эпохи Возрождения на картинах художников.

Фра Карневале

Пьеро делла Франческа

Франческо ди Джорджо
В реальности удалось только частично создать нечто подобное.

Главная площадь города Пиенца - первое применение на практике идеи идеального города.
Особенно популярным стал классицизм в эпоху рационализма, и прежде всего во Франции.
Луврская колоннада, Париж

Улица Риволи в Париже
Триумфальная арка на площади Карусель, Париж

Харвуд-хаус, Англия, XVIII в.
Пересказывать историю классицизма не входит в мои задачи. Интересную теорию смены стилей в европейском искусстве высказал Власов в книге "Стили в искусстве".

Но это уже тема для отдельного поста.
https://en.wikipedia.org/wiki/Ideal_city
https://en.wikipedia.org/wiki/Rue_de_Rivoli
https://stilarhitekturi.livejournal.com/351240.html