Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Омфалий, quincunx......

Седьмого августа этого года в закрытой итальянской группе Simboli dell'età medievale на facebook была развернута интересная дискуссия об этом орнаменте, очень часто встречающемся в косматеско и заимствованном из Византии. Было высказано несколько версий его трактовки.



В позднеантичной мозаике уже можно встретить подобные мотивы. Эти образцы IV-VI веков сняты на руинах древнего города Стоби в Македонии.
Думаю сейчас довольно затруднительно определить их символику.






Мозаика пола в церкви Св.Николая, XI в., Демре,Турция

На полу Софии Константинопольской есть интересная мозаика (VI в.?), выложенная из цветного камня. Эта композиция называется ОМФАЛИОН, или омфалос.
 Омфалос - это особо отмеченное место в центральной части храма. Термин произошел от священного камня в Дельфах, который считается «пупом земли».
В христианских церквях он был расположено в центре под куполом. Эти омфалосы (омфалии) были выложены дорогими материалами - драгоценными камнями, в том числе порфиром, и смальтой. Во время церковной службы епископ стоял на омфалии.

https://en.wikipedia.org/wiki/Omphalion
https://allatravesti.com/puteshestvie_k_svyatoy_sofii_caregradskoy_chast_1


https://feska.site/istanbul/manzaralari/sofija.html




Подобный омфалий можно увидеть в Спасском соборе Чернигова (XI век). Центральный круг, возможно, был утрачен.



https://toyota-club.net/files/voyager/voyage3/12-11-20_voyage-1288.htm
http://haidamac.org.ua/2010/03/chernigiv-ru/



Круглый камень на полу церкви монастыря Трескавец, Прилеп, Македония.
Не знаю, связан-ли он как-то с омфалосом, но интнресно.



Эта тема развивается еще и здесь - кому интересно.
"Эта странная композиция, выполненная в технике opus sectile, считается местом коронации византийских императоров и их пребывания во время торжественных богослужений в «Великой Церкви». Однако, по всей видимости, здесь происходило и рукоположение архиереев, которые подходили к омфалиону, пройдя три реки на полу храма. Своего рода промежуточным звеном может быть назван мраморный омфалий из Софии Трепезундской, на котором находим одно из ранних изображений орла. Омфалий обозначал пространство высшей святости и являлся еще одним сакральным островом в водах мирового океана и райских рек. Этот высший статус был подчеркнут особым характером инкрустации — с порфировыми камнями и драгоценной мозаикой."
http://hierotopy.ru/contents/AlexeiLidovHolyRiversOfParadiseInBook2017.pdf


Gabriele Orlando высказал свою идею прочтения этого символа

"Si chiama “quincunx”, un termine latino medievale abbastanza grezzo; niente a che vedere con il latino classico. Il sistema dei cinque cerchi si fonda sulla tipologia biblica, cioè sulla corrispondenza fra gli eventi dell’Antico Testamento e la vita di Gesù (Nuovo Testamento). Il cerchio centrale, più grande e verde “serpentino”, significa l’evento neotestamentario della Resurrezione. Poi i quattro cerchi più piccoli, rosso “porfido egiziano”, appunto relativi agli eventi dell’Antico Testamento che preannunciano la Resurrezione. Quello in alto a sinistra significa Giuseppe, 11° figlio di Giacobbe, calato nella cisterna e tirato fuori dopo tre giorni per essere venduto ai Madianiti (come Gesù, che risorge dopo tre giorni). Allo stesso modo, il cerchio in alto a destra, significa l’episodio di Giona che stette anch’egli tre giorni nel ventre del pesce prima di uscirne salvato. Il cerchio in basso a sinistra si rifà ai Salmi ed è dedicato a Davide. Il cerchio in basso a destra si rifà al Libro della Sapienza. Il cerchio simboleggia l’infinito (non ha spigoli, non ha interruzioni) e quindi simboleggia il Divino (cosmo Celeste), il quadrato simboleggia il finito (con i suoi spigoli) e quindi la Terra con le sue quattro direzioni cardinali. Perciò. il “quincunx” racchiuso dentro un quadrato significa un evento Divino avvenuto sulla Terra."

Этот мотив называют "quincunx", довольно грубый средневековый латинский термин, не имеющий ничего общего с классической латиницей. Система из пяти кругов основана на библейской типологии, то есть на соответствии событий Ветхого Завета и жизни Иисуса (Новый Завет). Центральный круг, более крупный и зеленый «змеиный», означает новозаветное событие Воскресения. Затем четыре меньших круга, красный «египетский порфир», точно связаны с событиями Ветхого Завета, которые предвещают Воскресение. Тот, что вверху слева, означает, что Иосиф, 11-й сын Иакова, спустился в цистерну и через три дня был вывезен для продажи (подобно Иисусу, который воскресает через три дня). Точно так же, круг в верхнем правом углу означает эпизод с Ионой, который также провел три дня в животе рыбы, прежде чем оставить ее спасенной. Нижний левый круг относится к Псалмам и посвящен Давиду. Нижний правый круг относится к Книге Мудрости. Круг символизирует бесконечность (у него нет ребер, у него нет прерываний), и поэтому он символизирует Божество (Небесный космос), квадрат символизирует конечное (с его краями) и, следовательно, Землю с четырьмя основными направлениями. Поэтому. «Квинкункс», заключенный в квадрат, означает Божественное событие, которое произошло на Земле.

Quincunx - геометрический рисунок, состоящий из пяти точек, расположенных в виде креста, четыре из которых образуют квадрат или прямоугольник, а пятая - в его центре. Он формирует расположение пяти единиц в схеме, соответствующей пяти точкам на шестигранных кубиках , игральных картах и домино
https://en.wikipedia.org/wiki/Quincunx

В итальянском варианте этот мотив не привязан к какому-то определенному месту. Он может быть и на полу, и на стене, может украшать трон или амвон. Не знаю, сохранял-ли он при этом свою символику. Замечу, что цветовое решение может быть разнообразным.

Тема остается открытой для исследования и размышления. Подключайтесь. :-)
Tags: facebook, Византия, символы
Subscribe

Posts from This Journal “символы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments