Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Мраморная арка с портретами императора Галерия и его жены. Салоники, IV в. н.э.

Мраморная арка небольшого дворцового храма с портретами императора Галерия, его жены а также с изображением бога Пана на торцевой стороне, IV в. Салоники, Археологический музей.

Этой арке я решила посвятить отдельный пост, так как она иллюстрирует одну из моих любимых тем - позднеантичный (раннехристианский) архитектурный рельеф.
Тем более ее интересно сравнить с аркой из Византийского музея в Салониках. Между ними от 100 до 200 лет, их сравнение дает возможность проследить процесс эволюции стиля от античности к Византии.
В первом случае это еще чисто античная арка, хотя изображенные фигуры, особенно на фасаде, огрублены. Широкие одутловатые лица уже не соответствуют античным канонам. В резьбе широко применяется бурав, что делает рельеф более плоским и графичным. Складки также проработаны очень грубо и плоскостно. Что касается мотивов декора - широко использован античный геометрический орнамент; портреты, заключенные в круг - тондо; крылатые фигура по сторонам арки очень типичны; мотив виноградной лозы под аркой характерен как для античности, так и для византийского искусства.





DSC_0570 копия.jpg
Арка из Базилики Св.Димитрия, V-VI вв.

Здесь сначала рассмотрим, что сохранилось от античности:
общая  форма и композиция; орнамент из ов, правда уже сильно изменившийся в "византийскую" сторону; крылатые фигуры по сторонам арки; мотив виноградной лозы под аркой; использование бурава.
Что изменилось:
более декоративная, орнаментальная трактовка фигур - они не противостоят фону, а сливаются с ним, превращаясь в орнамент; фигуры более статичны, восточный привкус нарастает; появляется мотив птицы, очень популярный в раннехристианском искусстве; орнамент самой арки теряет сухость, из геометрического превращается в растительный, беспокойный и хаотичный, тоже более восточный.

Рассмотрим более детально Арку Галерия


Фигура Пана несомненно языческая


Портрет Галерия несет уже следы "христианизации" - статика, фронтальность, увеличенные глаза, сведена к минимуму индивидуальность.
Фигуры, поддерживающие тондо, сильно отдают митраизмом.
Орнаменты - киматий и бусы - античные, но уже не слишком "классичны".






Портрет жены сохраняет античный идеализированный канон - во все времена женщины хотели быть красивей, чем есть на самом деле. :-)


Немного удивляет меня сидящий Амур - как-то нарочито плохо он вписан в треугольное пространство. Да и фигура сама оставляет желать....



Правая фигура немного луше, но не слишком.

Сравним их с "ангелами" на арке из Базилики. Здесь фигуры плотно вписаны в пространство, превращаясь в орнамент - это характерно для искусства Востока.
Птички помогают заполнить пространство. Пышный растительный орнамент, проработанный буравом, наомнил мне Иорданскую Мшатту - опять Восток.
https://uchitelj.livejournal.com/1220768.html

фриз из Мшатты

А полоса орнамента из пальметт выглядит уже совсем по-византийски.



Кажется мне, что тип лица "ангелов" (или Слав?) немного напоминают лица крылатых богинь на иранской арке Так-е Бостан.
На мой взгляд это тоже свидетельство восточного влияния.


Арка Так-е Бостан, (IV в.(?) Иран






Виноград на внутреннней поверхности Арки Галерия.




Виноград на внутренней поверхности арки из Базилики Св.Димитрия.
К сожалению только маленький фрагмент, но и по нему видно, что орнамент похож, только более плотно заполняет поверхность.

Дополнения и уточнения приветствуются. Конструктивная критика тоже.

Tags: +византийская скульптура, +рельеф, +скульптура античная, Греция, Салоники, Салоники.музеи, Темные века, орнамент
Subscribe

Posts from This Journal “Темные века” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments