Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Потолок в Палатинской капелле - 2. Фрагменты росписи

Цитата поста https://sibeaster.livejournal.com/300592.html

 В Палатинской капелле  сохранился подлинный арабский потолок XII века, характерный для мечетей Египта и Магриба. Он выполнен в царствование Рожера II арабскими мастерами, скорее всего приглашенными из Египта. Такие потолки называют мукарническими (от арабского слова "пещера"), или сталактитовыми, или сотовыми. Для мечетей Египта или Магриба того времени такие потолки были нормальным явлением, а вот для европейской христианской церкви такие потолки - явление уникальное.

001-фрагмент мукарна



010-одна из мукарнических звезд

012-одна из мукарнических звезд


003-король благословляет двумя крестами

Приглядитесь: бородатый мужик благословляет двумя крестами. Ниже следует арабская вязь - традиционная формула, в которой Аллаха просят даровать силу и удачу правящему властелину.  С учетом этой надписи ислледователи видят в мужике с крестами либо священника, благословляющего монарха, либо...самого Рожера II, который в лучших византийских традициях мнит себя помазанником Божиим.


004-Лейла и Маджмун

А это - сюжет из совершенно другой области: предполагается, что нам показали сцену из поэмы о Лейле и Маджнуне. Лейла уезжает на верблюде к жениху, выбранному ее отцом, а Маджнун следует за ней; это была последняя встреча влюбленных


016-женщина на верблюде и сфинксы

Женщина на верблюде (возможно, опять иллюстрация к рассказу о Лейле и Меджнуне) и пара сфинксов (еще одно свидетельство египетского происхождения мастеров)


005-девушка танцует под аккомпанемент барабана и флейты

Перед нами qayna - танцовщица, традиционная при багдадском халифском дворе; другие арабские правители, в т.ч. и каирский халиф, активно подражали багдадским придворным порядкам. Были ли такие девушки при дворе Рожера II, неясно; художники могли рисовать как с натуры, так и вспоминая увиденное в Каире. Девушка танцует т.н. танец с рукавами; аккомпанируют ей музыканты на барабане и флейте.


006-девушка с квадратным барабаном

Еще один привет из Каира: девушка играет на традиционном еще в доисламском мире квадратном барабане. В капелле есть еще девушки, играющие на круглом барабане и барабане в виде песочных часов!


009-св.Феодор побеждает дракона

Всадник, поражающий змея, - только это не привычный нам Георгий, а другой, менее известный сейчас, но очень уважаемый Рожером II святой Феодор Стратилат.


020-шахматисты

При дворе Рожера II ценили шахматы. Моя книжка говорит, что перед нами чуть ли не самое раннее изображение этой игры.


015-борьба медуз и соколиная охота

Слева борьба женщин в шоколаде медуз, а справа мы видим соколиную охоту. Вы же помните, что внук нашего славного Рожера II - не менее славный император Фридрих II - написал книгу о соколиной охоте?


002-колесницы Солнца и Луны 008-Рожер II

Считается, что здесь показаны колесницы Солнца и Луны. Эти сюжеты необычны для исламского искусства; предполагается, что арабские мастера заимствовали их из греческих или римских изображений. Поскольку эти колесницы написаны над королевским троном, у западной стены капеллы, можно подумать, что художники польстили Рожеру II: мол, владычествует он не только на земле, но и над небесными светилами.

Справа скорее всего, портрет Рожера II. Его полезно сравнить с выполненным в иной технике (византийской мозаики) портретом в Марторане.



Потолки боковых нефов попроще - это уже не мукарны, а просто расписанные деревянные балки. Потолки в боковых нефах пониже, чем в главном (это - обычная штука в романских церквах), да и по боковым нефам никто ходить не возбраняет, а посему на этих потолках можно кое-что разглядеть. Но надо иметь в виду: именно в боковых нефах многие изображения были переписаны многочисленными поколениями горе-реставраторов. И их можно понять: увиденное ими на потолках капеллы были очень далеко от привычного им мира изображений в христианских церквах.

В южном нефе сохранилось только семь подлинных секций из 48. Вот пример реставрации 1482 года (есть латинская надпись с годом и именем короля Фердинанда II Католического)

017-фрагмент потолка южного нефа


Все материалы из книги   La Cappella Palatina a Palermo под редакцией Alessandro Vicenzi
Tags: Восточное искусство, Палатинская капелла, Палермо, Сицилия
Subscribe

Posts from This Journal “Палермо” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments