Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Декор фасада Пизанского собора

В который раз я уже возвращаюсь к декору Пизанского собора, но каждый раз нахожу все новые интересные подробности. Декор Собора довольно эклектичен, и сегодня мне захотелось попробовать в этом разобраться, хотя бы немного.
Сначала небольшая цитата из Вики.
 "Архитектура собора включала элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что, возможно, символизировало размах пизанской торговой и военной деятельности. Главный фасад собора был создан в XII—XIII веках по проекту мастера Райнальдо. Фасад выполнен из серого мрамора и обильно украшен инкрустацией из зелёного, голубого, розового и другого цветного мрамора, резьбой по камню и статуями." " Собор, который мы видим сейчас, на самом деле является результатом реставрации, которая произошла в 1595 году, потому что он подвергся сильному пожару, в результате которого остались нетронутыми только некоторые части первоначального здания."

Явно не только 1595 год. Фасад украшают в значительной степени копии произведений, хранящихся в музее собора. https://uchitelj.livejournal.com/1432536.html Но стилистические особенности хорошо заметны и на копиях.

  Я выделила в декоре фасада несколько типов декора: 1. античные сполии; 2. декор, похожий на античный; 3. декор, близкий византийскому; 4. романский декор.  Более поздних элементов мы не будем касаться.

1. АНТИЧНЫЕ СПОЛИИ
Сполии - повторно использованные фрагменты античных сооружений - только с большой натяжкой можно отнести к декору, так как они использовались в основном как строительный материал. Но некоторые из них являются также и украшением, правда, порой, довольно своеобразным. Например для этой ниши была использована античная плита с изображением башни и кораблей, повернутая на 90 градусов.






И еще почти точно такая же плита в кладке.


Фрагменты гробницы


Довольно варварское отношение к античному наследию

Четыре фото из Википедии











2. ДЕКОР ПОХОЖИЙ НА АНТИЧНЫЙ

Это для меня самая сложная категория - объясню почему. Вы видели, как в средневековье относились к античному наследию.
Принято считать, что только Византия продолжала  использовать античные мотивы, в романском искусстве это редкость, насколько я знаю.
И только с Эпохи возрождения Европа вновь стала активно использовать античный декор. Если я не права -  поправьте меня пожалуйста . Допускаю, что в Италии дело обстояло иначе.
Теперь вернемся к Пизанскому собору, построенному в XI веке! Здесь мы видим множество античных мотивов и орнаментов на элементах, не похожих на сполии.



Ну вот, например, на притолоках порталов вырезан орнамент, очень похожий на античный - точно такой же приводится в качестве античного в книге
Auguste Racinet L'Ornement Polychrome,  1888.  (ниже)

(без названия)

Неужели это сделано в XI веке? Или может добавлено позже?
Пишут, что Собор горел в 1595  году. Двери были заменены, возможно и часть декора портала была обновлена.
В том числе и в XIX веке. :-)




В том же стиле выполнены и рельефы на колоннах по сторонам портала.






Правда здесь уже явно прослеживается использование бурава. Это характерно для поздней античности и Византии. Но также и для романского рельефа.





Коринфская капитель, но не думаю, что античная.  Оригинал в музее, и там написано, что XII век




Этот фрагмент орнамента колонны напомнил мне мое фото, сделанное в Помпеях (ниже). Но он  сделан с использованием бурава.


Древнеримский музей из Помпей.




Еще пара карнизов с акантовым орнаментом


3.  ОРНАМЕНТЫ, НАПОМИНАЮЩИЕ ВИЗАНТИЮ
Прежде всего это декор апсид.
Кстати, я неоднократно замечала, что апсиды романских храмов часто сохраняют первоначальный декор. Это вполне логично.


Тут и порфировая колонна имеется.



Мозаичный орнамент и крины на арках в византийском стиле





Апсида трансепта













Есть мозаичный декор и на фасаде, но здесь он обрамлен типично романскими рельефами.

Taglia_di_rainaldo,_formella_a_tarsia,_1100-1150_ca.jpg
На фасаде - копии мозаик из музея Собора.


Романские капители, псевдоантичный фриз с акантами и мозаика в антично-византийском стиле.


Верхние волны, думаю, плод реставрации.




Чудесный мотив с грифонами



Думаю здесь логично буде перейти к романскому декору. Посмотрите, какие чудесные бараны, медведь и заяц на карнизе.
Некоторые маскароны, правда, кажутся плодами реставрации.


4.РОМАНСКИЙ СТИЛЬ


Кабан на фризе. Маскарон может быть и "родной".

Два фото из Википедии




Сражение с драконами


Один дракон спрятался в кустах


Здесь, как видите, всего понемногу.



На фасаде - копии романских мозаик, хронящихся в музее Собора.


Фото с сайта музея  https://www.opapisa.it/en/square-of-miracles/opera-del-duomo-museum/




Ниже - оригинал из музея





Мне этот лев сильно Китай напоминает


Лев поймал бычка, а под ним еще какая-то зверюга


Оригинал выглядит очень грустно




Какой чудесный карниз с хороводом!



Восхитительные капители. Оригиналы в музее Собора (см. фот выше)





_formella_a_tarsia,_1100-1150_ca.jpg
Оригинал из музея

Но больше всего на данный момент меня заинтересовал орнамент на карнизе.
Раньше я на него совсем не обращала внимания, а теперь, после того как пригляделась к романским орнаментам в Германии, он показался мне немного на них похожим.
Так что  буду считать его романским, если никто не переубедит. :-)


Рельеф портала из Магдебурга https://ornament-i-stil.livejournal.com/727832.html




https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cathedral_(Pisa)

Tags: +романский рельеф, Италия 2008, Пиза, орнамент
Subscribe

Posts from This Journal “Пиза” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “Пиза” Tag