Византийская скульптура, часть 6: амвоны и кивории
В интерьере византийских церквей рельефами были покрыты не только ограды, но и другие объекты из камня, в том числе амвоны и кивории.
Здесь я покажу несколько вещей, в основном снятых мной в Салониках - в Музее византийской культуры и в Базилике Св. Димитрия, в храмах и музеях Италии и в Археологическом музее Мадрида.
Часть материала с сайта "Византийская держава" и других источников.
Амвон епископа Аньелло, VI в. из Кафедрального собора Равенны

С обеих сторон амвон сплошь покрыт довольно реалистичными изображениями животных и птиц.
Клетки разделены лентами орнамента из кринов-пальметт.

Боковые панели, закрывающие лестницы, не сохранились (см. ниже реконструкцию амвона константинопольского типа).

Для сравнения конструкции - типичный образец византийского амвона константинопольского типа из церкви Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура.

Скульптуры на нем почти нет, только фигура орла, когтящего непонятное животное наверху в центре.
Слева под пасхалом - фигурки львов, а под ними - сполия с перевернутым деревом.





https://uchitelj.livejournal.com/867535.html
Немного информации о подобных амвонах с сайта "Византийская держава".

"Амвон Марцамеми был частью груза затонувшего торгового судна, найденного на глубине 9 метров близ Marzamemi, Сицилия. Груз датирован началом VI в. Исследован в 1960-67гг. Gerhard Kapitän и другими. Среди груза были найдены готовые мраморные части, предназначенные для неизвестной церкви: базы, стволы и капители колонн из проконисского мрамора, амвон из зеленого фессалийского мрамора и доска престола из пентелийского мрамора. Возможно, этот транспорт шел из Константинополя в Италию. Такие комплекты часто приобретались для провинциальных церквей, либо единым заказом, либо комплект поставки формировался из разных источников."

Плиты с фасада Собора Сан Марко в Венеции. Вполне вероятно, что прежде они были боковыми панелями аналогичного амвона.

Восхитительный рельеф с павлином из музея Брешии возможно тоже был боковой панелью амвона.
https://uchitelj.livejournal.com/1397489.html
Равенна. Базилика Сан Апполинаре Нуово. Амвон предположительно VI века.


Еще один амвон, точнее его фрагмент, тяготеющий к константинопольскому типу:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:RA_Spirito_Santo_A.JPG?uselang=it

Никея (Изник), дворик при мечети (теперь археологический музей). Фрагмент амвона происходит по-видимому из какой-то никейской церкви. На вид - V-VI вв.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=45&start=3
Фрагменты амвонов из Базилики Св. Димитрия и Музея византийской культуры в Салониках.


Основание амвона

Еще один амвон (реконструированный) - из Базилики Димитрия находится в Музее византийской культуры.





Амвон Генриха II, Аахенская капелла
Амвон Генриха II, императора Священной Римской империи, создан между 1002 и 1014 годами.
Самый ценный элемент декора - рельефы из слоновой кости, изготовленные в VI в., вероятно в Александрии.
Стилистика рельефов явно позднеантичная, соответственно близкая нашей теме.








Очень советую посмотреть еще два амвона из Салерно
https://uchitelj.livejournal.com/1064031.html
https://uchitelj.livejournal.com/1066877.html
https://uchitelj.livejournal.com/1288383.html Салоники
https://uchitelj.livejournal.com/1000487.html
КИВОРИИ
Насколько я поняла, кивории разных конструкций могли быть над алтарями и над купелями или водосвятными чашами. Покажу несколько, которые видела сама.
Стиль рельефов на них похож как на рельефы алтарных преград, так и на саркофаги.
Киворий церкви церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (808-812 гг.)



Виноградная лоза, плетенки Птицы по сторонам креста - всё знакомо.



https://theofilakt.livejournal.com/44556.html
Киворий из церкви Санта-Мария-Маджоре, Сована, Италия
Он удивительно похож на показанный выше, но гораздо грубее выполнен.
















https://ornament-i-stil.livejournal.com/366013.html
https://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Maria_Maggiore_(Sovana)
Пара кивориев Из Мадридского археологического музея, VIII - IX вв.







Киворий и несколько фрагментов еще двух - из Базилики Св. Димитрия и Музея византийской культуры в Салониках.

Киворий над источником, VII в.



Мраморный декор кивория

Фрагменты второго кивория



Фрагменты третьего кивория




Близок византийским образца лангобардский Баптистерий Калистуса, VIII век
Восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающими изящные арки, был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году.
Ограждающие его рельефные плиты добавлены двумя - тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имя заказчика – патриарха Аквилейского Зигвальда.

http://uchitelj.livejournal.com/549213.html
https://theofilakt.livejournal.com/100916.html
ЧАСТЬ 1 https://uchitelj.livejournal.com/1484267.html раннехристианское
ЧАСТЬ 2 https://uchitelj.livejournal.com/1485291.html саркофаги
ЧАСТЬ 3 https://uchitelj.livejournal.com/1485740.html алтарные преграды
ЧАСТЬ 4 https://uchitelj.livejournal.com/1485868.html капители
ЧАСТЬ 5 https://uchitelj.livejournal.com/1487046.html архитектурный декор
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
http://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Maria_Maggiore_(Sovana)
http://www.treccani.it/enciclopedia/ciborio_(Enciclopedia-Italiana)
https://uchitelj.livejournal.com/1288383.html Салоники
Несколько фото отсюда https://machasgracias.livejournal.com/344238.html
Здесь я покажу несколько вещей, в основном снятых мной в Салониках - в Музее византийской культуры и в Базилике Св. Димитрия, в храмах и музеях Италии и в Археологическом музее Мадрида.
Часть материала с сайта "Византийская держава" и других источников.
Амвон епископа Аньелло, VI в. из Кафедрального собора Равенны
С обеих сторон амвон сплошь покрыт довольно реалистичными изображениями животных и птиц.
Клетки разделены лентами орнамента из кринов-пальметт.
Боковые панели, закрывающие лестницы, не сохранились (см. ниже реконструкцию амвона константинопольского типа).
Для сравнения конструкции - типичный образец византийского амвона константинопольского типа из церкви Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура.

Скульптуры на нем почти нет, только фигура орла, когтящего непонятное животное наверху в центре.
Слева под пасхалом - фигурки львов, а под ними - сполия с перевернутым деревом.




https://uchitelj.livejournal.com/867535.html
Немного информации о подобных амвонах с сайта "Византийская держава".
"Амвон Марцамеми был частью груза затонувшего торгового судна, найденного на глубине 9 метров близ Marzamemi, Сицилия. Груз датирован началом VI в. Исследован в 1960-67гг. Gerhard Kapitän и другими. Среди груза были найдены готовые мраморные части, предназначенные для неизвестной церкви: базы, стволы и капители колонн из проконисского мрамора, амвон из зеленого фессалийского мрамора и доска престола из пентелийского мрамора. Возможно, этот транспорт шел из Константинополя в Италию. Такие комплекты часто приобретались для провинциальных церквей, либо единым заказом, либо комплект поставки формировался из разных источников."

Плиты с фасада Собора Сан Марко в Венеции. Вполне вероятно, что прежде они были боковыми панелями аналогичного амвона.

Восхитительный рельеф с павлином из музея Брешии возможно тоже был боковой панелью амвона.
https://uchitelj.livejournal.com/1397489.html
Равенна. Базилика Сан Апполинаре Нуово. Амвон предположительно VI века.
"Амвон ярко выраженного константинопольского типа, но без боковых лестниц, и помещен на 4 столбика - сказываются, по, видимому, местные вкусы. В то время детали каменного храмового убранства производились в византийских мастерских при императорских каменоломнях массово, часто типовыми наборами (что доказывают находки таких наборов на затонувших кораблях), и монтировались заказчиками на месте."
Текст с сайта" "Византийская держава".
Текст с сайта" "Византийская держава".
Еще один амвон, точнее его фрагмент, тяготеющий к константинопольскому типу:
Равенна. Базилика Святого Духа.

Никея (Изник), дворик при мечети (теперь археологический музей). Фрагмент амвона происходит по-видимому из какой-то никейской церкви. На вид - V-VI вв.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=45&start=3
Фрагменты амвонов из Базилики Св. Димитрия и Музея византийской культуры в Салониках.


Основание амвона

Еще один амвон (реконструированный) - из Базилики Димитрия находится в Музее византийской культуры.





Амвон Генриха II, Аахенская капелла
Амвон Генриха II, императора Священной Римской империи, создан между 1002 и 1014 годами.
Самый ценный элемент декора - рельефы из слоновой кости, изготовленные в VI в., вероятно в Александрии.
Стилистика рельефов явно позднеантичная, соответственно близкая нашей теме.







Очень советую посмотреть еще два амвона из Салерно
https://uchitelj.livejournal.com/1064031.html
https://uchitelj.livejournal.com/1066877.html
https://uchitelj.livejournal.com/1288383.html Салоники
https://uchitelj.livejournal.com/1000487.html
КИВОРИИ
Насколько я поняла, кивории разных конструкций могли быть над алтарями и над купелями или водосвятными чашами. Покажу несколько, которые видела сама.
Стиль рельефов на них похож как на рельефы алтарных преград, так и на саркофаги.
Киворий церкви церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (808-812 гг.)



Виноградная лоза, плетенки Птицы по сторонам креста - всё знакомо.



https://theofilakt.livejournal.com/44556.html
Киворий из церкви Санта-Мария-Маджоре, Сована, Италия
Он удивительно похож на показанный выше, но гораздо грубее выполнен.
















https://ornament-i-stil.livejournal.com/366013.html
https://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Maria_Maggiore_(Sovana)
Пара кивориев Из Мадридского археологического музея, VIII - IX вв.







Киворий и несколько фрагментов еще двух - из Базилики Св. Димитрия и Музея византийской культуры в Салониках.

Киворий над источником, VII в.



Мраморный декор кивория

Фрагменты второго кивория



Фрагменты третьего кивория




Близок византийским образца лангобардский Баптистерий Калистуса, VIII век
Восьмигранный крестильный бассейн с колоннами, поддерживающими изящные арки, был создан по заказу Каллистуса, патриарха Аквилейского, в 737 году.
Ограждающие его рельефные плиты добавлены двумя - тремя десятилетиями позднее. Одна из них носит имя заказчика – патриарха Аквилейского Зигвальда.
http://uchitelj.livejournal.com/549213.html
https://theofilakt.livejournal.com/100916.html
ЧАСТЬ 1 https://uchitelj.livejournal.com/1484267.html раннехристианское
ЧАСТЬ 2 https://uchitelj.livejournal.com/1485291.html саркофаги
ЧАСТЬ 3 https://uchitelj.livejournal.com/1485740.html алтарные преграды
ЧАСТЬ 4 https://uchitelj.livejournal.com/1485868.html капители
ЧАСТЬ 5 https://uchitelj.livejournal.com/1487046.html архитектурный декор
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
http://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Maria_Maggiore_(Sovana)
http://www.treccani.it/enciclopedia/ciborio_(Enciclopedia-Italiana)
https://uchitelj.livejournal.com/1288383.html Салоники
Несколько фото отсюда https://machasgracias.livejournal.com/344238.html