Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Византийская скульптура, часть 10: шедевры слоновой кости V-VI вв.

И все таки самые красивые вещи были сделаны в V-VI веках, еще в поздней античности.

1) Пластина "Перенесение реликвии", V в., Сокровищница Трирского собора.

Мы видим торжественную процессию. Её возглавляет пеший император. У входа в недостроенную базилику, к которой с востока примыкает ротонда, его встречает императрица. Слева два епископа на конной повозке везут реликварий. Повозка только что проехала через ворота, увенчанные иконой Спаса. Господствующая гипотеза гласит, что изображен ввоз десницы первомученика Стефана в Константинополь в 421 г.



Пластина удивляет многообразием живых деталей. Религиозная аура сочетается в ней с духом документальности. Чувствуется атмосфера момента. Мастеру почему-то показалось важным подчеркнуть, что церковь, в которую предполагается внести реликвию, еще находится в процессе постройки.



Подчеркнуто движение повозки с реликвией, в то время как император и свита уже стоят. Они держат зажженные свечи, а встречающая их императрица держит в левой руке длинный крест.


Император одет по-военному: в короткой тунике, расшитой узором с кругами, и плаще-хламиде с крупной застежкой на правом плече. На голове – диадема с подвесками. По одежде он мало отличается от свиты



Изделие удивляет высокой степенью скульптурности. Все головы и многие фигуры полностью отделены от основы, даже голова Спаса в надвратной иконе, заинтересованно наблюдающая за происходящим.



Епископы с реликварием - единственные бородатые персонажи. Они откинулись на подушку - возница поторапливает лошадей. Несколько участников церемонии к сожалению лишились голов.



Трое мастеров кладут черепицу на крыше, а четвертый, похоже, лезет к ним на помощь (или падает).





 Зрители занимают три этажа, причем фигуры среднего этажа держат в правой руке кадила, а левой задумчиво подпирают голову.

Фото и текст Андрея Охоцимского https://rmvoz.ru/gallery/TrierCathedralTreasury
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Elfenbeintafel_mit_Reliquienprozession,_Konstantinopel,_5._Jahrhundert.jpg

2) Створка диптиха Герардеска. Британский музей. 402 год

Пластина изображает апофеоз неизвестного античного героя в трех сценах последовательно снизу вверх: четыре слона везут карету с сановником, сидящим под эдикулой с остроконечной крышей. Он одет в тогу, держит посох и лавровую ветвь. За каретой алтарь, увенчанный квадригой, несущей бога. В верхней части две крылатые фигуры возносят героя к небесам, где его встречают 5 персонажей. Справа из-за арки с изображениями знаков зодиака наблюдает бог Гелиос.











https://www.britishmuseum.org/collection/object/H_1857-1013-1


3) Архангел. VI в., Британский музей
Самая крупная из сохранившихся византийских панелей  из слоновой кости(42,9 × 14,3 см). На ней изображен архангел, держащий скипетр и императорскую державу. Архангел обычно идентифицируется как Михаил, и предполагается, что панель представляет собой правую часть диптиха, а потерянная левая половина, возможно, изображала императора Юстиниана (годы правления 527–565 гг.), которому архангел предлагал знаки отличия имперской власти.
Фигура изображена в классическом стиле, в античной одежде, с молодым лицом и пропорциями, соответствующими идеалам классической скульптуры. Архитектурное пространство, однако, более "византийское" - ноги архангела находятся за колоннами, тогда как руки и крылья - перед колоннами. Кроме того ноги не стоят на ступеньках прочно (но какие ноги!).

Вверху греческая надпись, которая переводится по-разному. В переводе как «Прими этого просителя, несмотря на его греховность», это могло быть выражением смирения со стороны Юстиниана.  Интерпретируемая как начало надписи, которая продолжается на утерянной второй панели, она может гласить: «Примите эти дары и узнав причину…». 525–550 гг.


https://en.wikipedia.org/wiki/Archangel_ivory


4) Ангел благовествующий Жёнам Мироносицам, Воскресение Христово и Вознесение ("Reidersche Tafel"). Около 400 года. Мюнхен, Bayerisches Nationalmuseum.

"В 5 в. появляются изображения, в которых уже можно опознать «Вознесение Христово», но которые также пока выглядят для нас непривычно.
Самое раннее из них это так наз. Бамбергский аворий ок. 400 г .- изображение на костяной пластинке в технике барельефа, хранящееся в Баварском Национальном музее в Мюнхене.
Внизу жены-мироносицы у гроба Христова, показанной, как ротонда Константина, где их встречает сидящий на камне Ангел (заметим – пока это юноша без крыльев). А сверху – Вознесение: Христос восходит на небеса по крутому склону горы, держась за десницу Бога Отца.
Композиция эта по-разному трактовалась исследователями. Известнейший русский ученый-византинист Н.П.Кондаков считал, что на ней изображено не Вознесение, а сам момент Воскресения Христа. И в общем контексте композиции с Гробом это вполне вероятно. Фигуры у подножия горы он понимал как изображения двух поверженных римских стражей, а не учеников Господа, так как последних должно было быть одиннадцать. Хотя, с другой стороны, павшие ниц фигуры одеты не в военные доспехи, а в обычную одежду («партикулярное платье», так сказать), да и столько фигур на маленькой пластинке уместить было бы трудно – достаточно и двух, чтобы зритель понял, что это апостолы. Вспомним, однако, что в раннехристианском искусстве самый главный момент евангельской истории – момент Воскресения – не изображался. И только в постиконоборческий период Воскресение Христово стало принято показывать символически – как Сошествие Его во ад, по тексту апокрифического Евангелия Никодима. Н.В.Покровский же трактовал изображение на плакетке именно как Вознесение, ссылаясь на текст Деяний, где о Воскресении и Вознесении Спасителя говорится: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33).
Таким образом, плакетка имеет двойной смысл, и оба события – Воскресение и Вознесение – происходят как бы одновременно, в особом иконном пространстве-времени. Мир наш и мир иной объединяет дерево, можно даже сказать, мировое древо – корнями оно уходит в землю, а ветви его в раю, где в ветвях его поют райские птицы, изображения которых, по аналогии с искусством катакомб, можно понимать также как образ душ христианских, клюющих виноград, т.е. постигающих христианскую истину. "
Марина Голубина. Вознесение - смысл праздника и иконография


https://de.wikipedia.org/wiki/Reidersche_Tafel
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/drevneehristianskoe/reidersche-tafel.html


5) Консульский диптих Флавия Анастасия 517 г. Константантинополь. Национальная библиотека Франции

Флавий Анастасий в консульском облачении держит скипетр и маппу (mappa) - кусок ткани, используемый для обозначения начала гонок на колесницах на ипподроме.










Очень похожий фрагмент из Эрмитажа (внизу). Но эрмитажный лучше. :-)




https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Flavius_Anastasius_Probus_diptych?uselang=ru

6) Диптих с цирковыми сценами, V в. Эрмитаж


https://uchitelj.livejournal.com/899108.html


7) Слоновая кость V века из Британского музея. Снимки мои, со вспышкой и без.












https://theofilakt.livejournal.com/23038.html


8) Крещение Христа, VI в. Египет или Сирия. Британский музей


Фото моё

9) Рельефная панель со сценами из жизни Христа (Избиение младенцев; Крещение Христа; Свадьба в Кане)
Рим или Милан, 1-я треть V века нашей эры. Музей Боде, Берлин.



https://en.wikipedia.org/wiki/File:Relieftafel_Szenen_aus_dem_Leben_Christi.jpg

10) Кафедра Максимиана (итал. Cattedra di Massimiano) Между 546 и 556 гг. Равенна, Архиепископский музей.

Кафедра из слоновой кости, изготовленная в середине VI века по заказу императора Юстиниана Великого. Преподнесена в дар архиепископу Максимиану и служила в качестве епископского седалища для равеннских архиереев. Версия о первом владельце кафедры основана на расшифровке монограммы на её передней панели. Кафедра украшена резьбой по слоновой кости, содержащей декоративный растительный орнамент, изображения птиц и животных, а также 24 панели с изображениями сюжетов Ветхого и Нового Заветов.


Кафедра (трон) Максимиана
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2171








 Низ лицевой части кафедры - панель с изображением Иоанна Крестителя и четырёх евангелистов.








https://en.wikipedia.org/wiki/Throne_of_Maximian
https://ornament-i-stil.livejournal.com/31237.html


Три фрагмета диптихов из музея Барджелло, Флоренция
 https://flic.kr/s/aHskRyHGgN

11) Из истории Апостола Павла. IV-V вв.




12) Адам нарекает имена животным, IV-V вв.








13) Императрица Ариадна, жена византийских императоров Зенона и Анастасия I. VI в.




Здесь прекрасный диптих предположительно 800 (!) года.https://ornament-i-stil.livejournal.com/122839.html

ЧАСТЬ 1 https://uchitelj.livejournal.com/1484267.html раннехристианское
ЧАСТЬ 2  https://uchitelj.livejournal.com/1485291.html саркофаги
ЧАСТЬ  3  https://uchitelj.livejournal.com/1485740.html алтарные преграды
ЧАСТЬ 4    https://uchitelj.livejournal.com/1485868.html капители
ЧАСТЬ 5 https://uchitelj.livejournal.com/1487046.html   архитектурный декор
ЧАСТЬ 6 https://uchitelj.livejournal.com/1487890.html    амвоны и кивории
ЧАСТЬ  7  https://uchitelj.livejournal.com/1489016.html  иконы из  слоновой кости
ЧАСТЬ   8   https://uchitelj.livejournal.com/1490032.html    шкатулки из слоновой кости
ЧАСТЬ   9  https://uchitelj.livejournal.com/1492743.html     пиксиды

Уточнения и исправления приветствуются

Tags: +византийская скульптура, библейский сюжет, слоновая кость
Subscribe

Posts from This Journal “+византийская скульптура” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments