Вологодское кружево на службе советской пропаганды
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете !
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
В. В. Маяковский. О дряни. 1920—1921
С первых лет советской власти русское искусство попало под влияние идеологии. В 1918 году В. И. Ленин выдвинул план развития искусства, получивший известность как «ленинский план монументальной пропаганды». По воспоминаниям А.Луначарского, выдвинутая В.Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».
Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15. Многие памятники были выполнены из недолговечных материалов и не дожили до наших дней. В Москве сохранилось несколько рельефов на фасадах домов. В Русском музее можно увидеть мемориальную доску С. Коненкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов",1918 г. Доска находилась прежде на Сенатской башне Кремля.

Экспозиция Музея кружева в Вологде. О кружеве поговорим чуть позже.

С. Коненков. Павшим в борьбе за мир и братство народов.1918 г.
Тонированный цемент. Русский музей, Санкт-Петербург
.
Наряду с монументальным искусством советская власть требовала от художников создать новую предметную среду, которая не должна была вызывать ассоциаций с бытом дореволюционной России. Новые темы пришли в более камерные виды искусства – фарфор, текстиль, кружево - и оказались там более долговечными, чем временные памятники на улицах городов.
Особое место в этом процесс занимает агитфарфор, получивший ныне широчайшую известность. С фарфора звучат лозунги: «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!» и т.п. Тарелка уподоблялась плакату и листовке. Значительная часть изделий была высочайшего художественного уровня, ведь в их создании принимали участие известные художники – С.Чехонин, Н. Альтман, А.Щекатихина-Потоцкая. Тарелки с советской символикой быстро разошлись по коллекционерам, не дойдя до предполагаемого потребителя.

Судя по тому, что надписи часто нечитабельные, художники не слишком задумывались о содержании изображаемого. :-)
И именно поэтому создавали шедевры.


Во второй половине 20-х — начале 30-х годов XX века легкая промышленность начала выпускать ткани с рисунками на агитационную тематику. Наряду с традиционными элементами - цветами или «турецкими огурцами», на ситцах появились серп и молот, трактор, комбайн, самолёт и паровоз, звёзды и шестерёнки, колосья и ракеты, стройки и фабрики, подъемные краны и станки. Многие образцы до сих пор поражают своими смелыми решениями, творческими находками и динамичными ритмами. В композициях использованы приемы авангардных направлений в искусстве - кубизма, футуризма, конструктивизма.


Нередко на агитационных тканях можно было встретить различные аббревиатуры: СССР, РСФСР, ВКП(б), КИМ, МОПР.

https://solodilove.livejournal.com/21653.html

Больше образцов агиттекстиля здесь https://uchitelj.livejournal.com/769915.html
Сходные процессы происходили в народных художественных промыслах, в том числе и в кружевном.
Особенности техники плетения сильно ограничивали художников в их творческих поисках, поэтому потребовалось некоторое время, чтобы мастерицы научились гармонично
включать новые элементы в свои изделия.

Панно "Дирижабль", 1920-е

Коврик «Северосоюз", 1920. Шелк, бисер
Особенно хорошо "ложилась" на орнамент советская эмблематика,
Она получила широкое распространение в кружевных изделиях.


Панно "Герб СССР", 1930-е


1930-е


1939

1939-40

12 декабря - День выборов в верховный совет СССР. 1937

Орден победы, 1947

Салфетка "30 лет Октября", 1947

Панно Кремль, 1947. М.Груничева
Постепенно мастерицы научились вводить в орнамент непривычные мотивы - лампочки, самолеты, парашюты, трактора и даже портреты политических лидеров.
В своих работах они исходили из свойств самого материала и технологии, достигая благодаря этому художественной выразительности.

Эти образцы отличаются высокой технологичностью, их может сплести даже начинающая кружевница. Мотивы тракторов и самолетов гармонично вписаны в орнамент.

Кружево мерное "Трактора", 1930-е.

Кружево мерное "Гусиничный трактор", 1936

Кружево мерное "Самолеты и звезды". 1937. Автор О.Лаврова. Музей кружева, Вологда

Абажур для настольной лампы. 1939. Автор А.Грязева. Музей кружева, Вологда

Фото из сети
С портретами дело обстояло не так благополучно - здесь материалу и технике приходится значительно подчинятся мотиву,
эти вещи скорее воспринимаются как наследие эпохи, чем как художественное произведения, они вызывают улыбку. :-)

Ленини и Сталин в Горках. 1922

Калинин, 1920-е

Вор о шилов. :-))))) 1920-1930-е.

1930-е
Монументальное панно со Спасской башней относится уже к следующему периоду советского искусства.
Благодаря социальному заказу кружевницы получили возможность создавать огромные декоративные панно для украшения общественных интерьеров. Над каждым таким панно трудились десятки мастериц не один месяц. Обратите внимание, как широкая кайма типично вологодского орнамента имтирует пышный "барочный" декор Сталинской эпохи.

Занавес-панно "Миролюбивая Москва", В.Веселова, 1954
(В 1974 году В.Веселова руководила нашей практикой на Вологодской фабрике "Снежинка". Напомню, что в то время я училась на художника по кружеву. :-).)
В коллекции Волгодского музея кружева еще много уникальных и очень красивых произведений, но они уже не относятся к этой теме.
Думаю разговор о кружеве будет продолжен.
Без серпа и молота не покажешься в свете !
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
В. В. Маяковский. О дряни. 1920—1921
С первых лет советской власти русское искусство попало под влияние идеологии. В 1918 году В. И. Ленин выдвинул план развития искусства, получивший известность как «ленинский план монументальной пропаганды». По воспоминаниям А.Луначарского, выдвинутая В.Лениным идея монументальной пропаганды восходит к утопическому сочинению итальянского философа Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Одной из заинтересовавших Ленина идей Кампанеллы было украшение городских стен фресками, «которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений».
Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград — свыше 15. Многие памятники были выполнены из недолговечных материалов и не дожили до наших дней. В Москве сохранилось несколько рельефов на фасадах домов. В Русском музее можно увидеть мемориальную доску С. Коненкова "Павшим в борьбе за мир и братство народов",1918 г. Доска находилась прежде на Сенатской башне Кремля.

Экспозиция Музея кружева в Вологде. О кружеве поговорим чуть позже.

С. Коненков. Павшим в борьбе за мир и братство народов.1918 г.
Тонированный цемент. Русский музей, Санкт-Петербург
.
Наряду с монументальным искусством советская власть требовала от художников создать новую предметную среду, которая не должна была вызывать ассоциаций с бытом дореволюционной России. Новые темы пришли в более камерные виды искусства – фарфор, текстиль, кружево - и оказались там более долговечными, чем временные памятники на улицах городов.
Особое место в этом процесс занимает агитфарфор, получивший ныне широчайшую известность. С фарфора звучат лозунги: «Земля трудящимся!», «Кто не работает, тот не ест!» и т.п. Тарелка уподоблялась плакату и листовке. Значительная часть изделий была высочайшего художественного уровня, ведь в их создании принимали участие известные художники – С.Чехонин, Н. Альтман, А.Щекатихина-Потоцкая. Тарелки с советской символикой быстро разошлись по коллекционерам, не дойдя до предполагаемого потребителя.

Судя по тому, что надписи часто нечитабельные, художники не слишком задумывались о содержании изображаемого. :-)
И именно поэтому создавали шедевры.


Во второй половине 20-х — начале 30-х годов XX века легкая промышленность начала выпускать ткани с рисунками на агитационную тематику. Наряду с традиционными элементами - цветами или «турецкими огурцами», на ситцах появились серп и молот, трактор, комбайн, самолёт и паровоз, звёзды и шестерёнки, колосья и ракеты, стройки и фабрики, подъемные краны и станки. Многие образцы до сих пор поражают своими смелыми решениями, творческими находками и динамичными ритмами. В композициях использованы приемы авангардных направлений в искусстве - кубизма, футуризма, конструктивизма.


Нередко на агитационных тканях можно было встретить различные аббревиатуры: СССР, РСФСР, ВКП(б), КИМ, МОПР.

https://solodilove.livejournal.com/21653.html

Больше образцов агиттекстиля здесь https://uchitelj.livejournal.com/769915.html
Сходные процессы происходили в народных художественных промыслах, в том числе и в кружевном.
Особенности техники плетения сильно ограничивали художников в их творческих поисках, поэтому потребовалось некоторое время, чтобы мастерицы научились гармонично
включать новые элементы в свои изделия.

Панно "Дирижабль", 1920-е

Коврик «Северосоюз", 1920. Шелк, бисер
Особенно хорошо "ложилась" на орнамент советская эмблематика,
Она получила широкое распространение в кружевных изделиях.


Панно "Герб СССР", 1930-е


1930-е


1939

1939-40

12 декабря - День выборов в верховный совет СССР. 1937

Орден победы, 1947

Салфетка "30 лет Октября", 1947

Панно Кремль, 1947. М.Груничева
Постепенно мастерицы научились вводить в орнамент непривычные мотивы - лампочки, самолеты, парашюты, трактора и даже портреты политических лидеров.
В своих работах они исходили из свойств самого материала и технологии, достигая благодаря этому художественной выразительности.

Эти образцы отличаются высокой технологичностью, их может сплести даже начинающая кружевница. Мотивы тракторов и самолетов гармонично вписаны в орнамент.

Кружево мерное "Трактора", 1930-е.

Кружево мерное "Гусиничный трактор", 1936

Кружево мерное "Самолеты и звезды". 1937. Автор О.Лаврова. Музей кружева, Вологда

Абажур для настольной лампы. 1939. Автор А.Грязева. Музей кружева, Вологда

Фото из сети
С портретами дело обстояло не так благополучно - здесь материалу и технике приходится значительно подчинятся мотиву,
эти вещи скорее воспринимаются как наследие эпохи, чем как художественное произведения, они вызывают улыбку. :-)

Ленини и Сталин в Горках. 1922

Калинин, 1920-е

Вор о шилов. :-))))) 1920-1930-е.

1930-е
Монументальное панно со Спасской башней относится уже к следующему периоду советского искусства.
Благодаря социальному заказу кружевницы получили возможность создавать огромные декоративные панно для украшения общественных интерьеров. Над каждым таким панно трудились десятки мастериц не один месяц. Обратите внимание, как широкая кайма типично вологодского орнамента имтирует пышный "барочный" декор Сталинской эпохи.

Занавес-панно "Миролюбивая Москва", В.Веселова, 1954
(В 1974 году В.Веселова руководила нашей практикой на Вологодской фабрике "Снежинка". Напомню, что в то время я училась на художника по кружеву. :-).)
В коллекции Волгодского музея кружева еще много уникальных и очень красивых произведений, но они уже не относятся к этой теме.
Думаю разговор о кружеве будет продолжен.