Грустный привет из прошлого - Медальер Вячеслав Пуганов (1955-1992)
Сегодня нашла в сети........
Вот он - крайний слева.
Для меня он был больше, чем друг....

Мы учились вместе в МХПУ, и это его работа.

Выставка памяти медальера Вячеслава Пуганова (1955-1992)
В 2010 году медальеру Вячеславу Владимировичу Пуганову исполнилось бы 55 лет, но он трагически погиб в 1992 году...
В Ярославский художественный музей творческое наследие В.В. Пуганова поступило в апреле 2008 года благодаря щедрому дару его матери Нины Алексеевны Пугановой. Оно включает более 500 предметов - медалей, плакет, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства. В фонд нумизматики было принято 61 произведение медальерного искусства.
Вячеслав Владимирович - москвич, он окончил в Московское Высшее Художественно-Промышленное училище (бывшее Строгановское) в 1982 году и работал там преподавателем кафедры художественных изделий из металла и дерева до 1988 года. С 1985 по 1990 год Пуганов являлся одним из организаторов Клуба молодых медальеров. Он много творчески работал, активно участвовал в выставках в России и за рубежом: в Звенигороде, Переславле-Залесском, Одессе, Дзинтари, Тельшяе, Кремнице, Берлине и Хельсинки. В его произведениях видны различные пластические решения - рельеф чеканный, живописный, декоративный.
Большое место в медальерном творчестве В. Пуганова занимало искусство портрета. Особое значение имеет его собственный автопортрет. Плакета "Трансформация автопортрета" переводит нас в область умозрения, поскольку проступающие очертания человеческого лица сквозь "мятую" плоскость выражают не физическое сходство, а внутреннее видение себя.
Пуганова всегда привлекали люди искусства и культуры. Так бронзовая плакета "Памяти Рафаэля" (1988), на которой изображение лица знаменитого итальянца поддерживается тонкими пальцами другого художника воспринимается как преемственное послание от мастера XVI века к мастеру XX века. Интересны его работы в керамике. Медаль "Анна Павлова" (1986) выполнена в стилистике модерн, созвучном времени жизни и творчества великой балерины. Портрет П.П. Кончаловского (в медали "ТХЖ МСХ. Ежегодная премия по живописи им. П.П. Кончаловского") (1991) отличается жесткой, материальной манерой исполнения. Значительное количество работ посвящено писателям и поэтам. Аверс медали "Николай Островский" (начало 1980-х гг.), выполненный в керамике поражает диссонансом между неподвижным профилем писателя и опоэтизированным движением красной конницы.
В плакете "Ф.М. Достоевский" лицо портретируемого рельефно выделяется на фоне Петербургского пейзажа, где, кажется, сейчас появятся герои его литературных произведений. В 1992 г. по заказу Дома Марины Цветаевой была отчеканена медаль с портретом знаменитой поэтессы. В наш музей поступила гипсовая модель. В ней дана попытка отразить сложность и драматичность личности.
Заказом времени были портреты вождей и полководцев. Так в бронзовой плакете "Ленин трибун" (1982) "вождь мирового пролетариата" представлен не банальным портретом: его растиражированный образ отчеканен сразу несколькими профилями и изображением в фас.
Лиричным настроением проникнуты женские образы: плакеты "Аллегория леса" (1986), выполненная в керамике и "Флора" (1987) - в металле. Очень изящна, необычна по форме (вырезанная) плакета "Памяти Аристида Майоля" с сидящей девичьей фигуркой, напоминающей героинь знаменитого скульптора.
Философским темам бытия посвящены медали конца 1980- гг.: "Vanitas vanitatum et omnia vanitas [Суета сует и все суета]", "Загадка эволюции", "Primates anthropogenesis", "Быть или не быть?" и "Диалог". Последние две представляют собой сдвоенные медали, где два профиля олицетворяют собой два начала - созидающее и разрушительное. К теме разрушения окружающей среды относятся плакеты с элементами сюрреализма: "Метаморфозы" (1989 - 1990) и "Экологические ассоциации" (1989) - в которых жестко показаны последствия человеческого легкомысленного отношения к природе, когда уже само существование человека находится под угрозой из-за различных техногенных мутаций.
В 1990-1992 гг. в творчестве медальера появляются изображения святых и монастырей, былинно-историческая тема. Так в плакете "Пересвет. Куликово поле" (1990) показана кульминация битвы двух представителей враждебных сил. Плакета исполнена в гипсе.
В 1992 году В.В. Пуганов был принят на работу в Свято-Данилов монастырь, но к сожалению жизнь его вскоре оборвалась...
Работы В.В. Пуганова разнообразны: философские и жестко-экспрессивные, спокойные и лиричные - все они, несомненно, интересны, заставляют задуматься о жизни, хорошо выражают художественные тенденции времени. В Ярославском художественном музее среди медалей ХХ века они заняли особое место.
Куратор: А.Г. Баузина, хранитель коллекции нумизматики Ярославского Художественного музея