Сфинксы Аладжа-Хююка

Название этого места на турецком – Аладжахёюк (Alacahöyük).
От Чорума – 45 км.
В Аладжа-Хююке тоже есть небольшой музей. Начнем осмотр с него.
Аладжа-Хююк был заселен уже в эпоху халколита (6000-3000 до н.э.). Подумать только –около 8000 лет назад на этой территории уже жили люди! И до сих пор живут). Сколько народов прошло через эти края – и не представить…
Такой была древняя мозаика).

Церемониальные символы:

В детстве мне думалось, что оленя обули в сапожок)

Хеттский сосуд

Питьевой кубок-депас (ранний бронзовый век (3000-2000 до н.э.). Такой сосуд не мог стоять, будучи наполненным. Поэтому пей до дна или вместе с товарищем – для этого и вторая ручка))).

Хорошая крышечка – отварил макароны и тут же их откинул.

Фригийский период:


Не что иное, как древний гребешок:

Особое место в музее отведено Ататюрку. Он лично присутствовал на раскопках в Аладжа-Хююке, начавшихся в 1935 г. и выделил на них из собственного кармана 500 лир. Ататюрком же в 1931 было организовано Турецкое историческое общество.
В саду музея удобно устроились Али-баба и 40 разбойников.

А чуть подальше, в небольшом овражке, оказались свалены вот такие неоконченные скульптуры. Похоже на заготовки для сфинксов или львов. Статуям тоже не везет – могут остаться недоделанными). А все внимание достанется другим изваяниям.


Еще несколько остатков изображений, уже у ворот со сфинксами:

Реконструированная часть Аладжа-Хююка.

Переходим непосредственно к сфинксам. Их относят к эпохе Хеттского царства .

Сфинксов обнаружил в 1835 г. путешественник Гамильтон. Рассмотрим их немного поближе.
В свое время они украшали Южные ворота города. Сфинксы женского полу, в париках наподобие египетских, шеи украшены лентами с розетками. В глазницы когда-то были вставлены цветные камни.


На внутренней боковой поверхности правого сфинкса сохранилось изображение хеттского символа – двуглавого орла, несущего в когтях зайцев.

На стене музея этот символ приведен более детально:

Ортостат когда-то находившейся здесь городской стены не оригинальный – настоящий находится в Музее Анатолийских цивилизаций в Анкаре, но тем не менее осмотрим и его.

В левой части изображены интересные сценки.
Царская чета, молящаяся у алтаря.

Процессия жертвенных животных


Чародей, заглатывающий кинжал.

Гитарист). Идущий за ним держит в руках ритон.

Правая часть ортостата более повреждена.

Задняя часть ворот. Обращают на себя внимание массивные каменные блоки, плотно подогнанные друг к другу.

За воротами открытое пространство.

Слева находились торговые лавки.


За ними располагались царские могилы – одну их них мы и видели в музее Чорума.

Захоронения царственных особ относят к дохеттскому периоду, когда в этих краях проживало местное, автохтонное неиндоевропейское население хатты (2500-2000 до н.э.).
Древние погребения накрыли прозрачным колпаком, на узких боковых сторонах в них проделаны круглые отверстия – для желающих фотографировать. Весьма удобно.


В такие погребения клали изделия из золота, серебра, меди, электрума, личные вещи умершего. В могиле также оставляли похоронную повозку. Найденные золотые пряжки говорят о том, что умерших хоронили одетыми. Сверху погребение закрывали бревнами.


Археологи находят у хаттской культуры схожие элементы с майкопской.
С правой стороны располагался дворцово-храмовый комплекс.

Раскопки идут полным ходом.

Проходим дальше.


Путь приводит нас к святилищу.


На этом месте многие свой обход и заканчивают, но, если пройти немного в сторону, то можно увидеть древний потайной ход-потерну.

Находится он там, где когда-то была западная стена города. Через этот ход воины могли неожиданно атаковать противника.

Ход идет в северно-южном направлении, а потом сворачивает на запад.


В одном месте в верхней части этого древнего тоннеля есть отверстие. В него можно покричать, напугав того, кто в тоннеле, как это сделал при нас один дядька). На самом деле, отверстие появилось уже в послехеттский период и служило, по всей видимости, канализационным водостоком.

Остатки находящегося наверху строения:

Еще один взгляд сверху на Аладжа-Хююк - получается, мы стоим на еще нераскопанной части города.
