Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Category:

Портал церкви святой Марии Магдалины в Везле

Оригинал взят у aunt_millicent в post
Один из самых моих любимых романских порталов находится в церкви святой Марии Магдалины в Везле. Люблю я его за то, что там изображены всякие паноции, пигмеи, кинокефалы и прочие персонажи "Баудолино". Прочтя Эмиля Маля, я радостно думала, что центральный портал храма в Везле - это такое свидетельство настоящего христианского гуманизма, рассказ о том, как христианскую весть несут апостолы не только людям всего мира, но даже и тем, кого людьми трудно назвать, "monstrous races". Но вот оказалось, что Эмиль Маль - это вовсе даже позапрошлый век, а современные учёные много нового на портале обнаружили и проинтерпретировали.
Сейчас я тем, кому не лень, под катом подробно обо всём доложу, а те, кому лень, могут просто полюбоваться на паноциев:



Наверное, не все помнят, как портал выглядел целиком, так что вот его фотография, дополненная схематическими примечаниями, изготовленными мною когда-то для неблагодарных студентов:



Эмиль Маль полагал, что здесь изображена сцена схождения Святого Духа на апостолов, то есть Троица. На вопрос, почему же тут присутствует Христос, он отсылал всех желающих к сохранившейся миниатюре с изображением Троицы из клюнийского лекционария 11 века, где Христос благословляет апостолов на проповедь. Это был иконографический прецедент.



У некоторых искусствоведов почему-то всё же оставались сомнения. В 1944 году Адольф Каценелленбоген, не в силах больше с ними бороться, опубликовал в Art Bulletin статью, посвящённую порталу в Везле. Вкратце суть её сводилась к тому, что вовсе никакая не Троица там высечена, а сразу и Вознесение Христово (непосредственно перед которым Христос обещал апостолам скорое пришествие Утешителя)и подробное, энциклопедическое по сути, повествование о миссии апостолов. Такое объяснение сути дела не меняло, но, хотя и было более логичным, не ссылалось ни на какие предыдущие или последующие подобные иконографические схемы, а к тому же не уделяло никакого внимания находящимся над тимпаном циклам со знаками зодиака и повседневными трудами.


В 1980 году Майкл Тэйлор вернулся к объяснению Маля, но на этот раз подкрепил его богословскими рассуждениями. Он напомнил, что в 1098 году на соборе в Бари "филиокве" было признано догматом. Таким образом, введение Христа в сцену Троицы в церкви Марии Магдалины было связано с последними догматическими изменениями в учении Католической Церкви.


Наконец, в 2000 году Питером Лоу была предложена самая убедительная теория. Очень простая - Христос здесь есть олицетворение всей Троицы. Учёный обратил внимание на то, что прямо над головой Христа цикл с повседневными трудами и знаками зодиака прерывается тремя фигурками: акробата, собаки и русалки У меня под рукой только акробат:



По Лоу их странные скрученные тела не просто означают цикличность времени. Это ещё и символ вечного триединства Бога.



Кроме того, Лоу предположил, что весь портал - это иллюстрация к тексту из послания к Ефесянам (2, 11-22):


Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.


Тогда получается, что народы в правой части тимпана (как раз там, где чудовища) - язычники из послания к Ефесянам, а те, что в левой части - иудеи. Процессия в нижней части, состоящая из людей, приносящих в дар зерно, рыбу и быка, связана с иудейскими обрядами, проводившимися на Шавуот (как раз на время этого праздника пришлось дарование Святого Духа апостолам).


Что самое интересное, Лоу увидел в самом расположении Христа и апостолов на портале буквальную иллюстрацию к словам "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем". Если присмотреться, действительно можно увидеть, что голова Христа окружена трапециевидным пространством, напоминающим по форме краеугольный камень, а все семь фигур в нижней части портала (Иоанн Креститель и шесть апостолов) связаны с архитектурными опорами храма - пилястрами и разделительным столбом.


В общем, главная идея Лоу состоит в том, что бенедиктинцы, которым принадлежал храм в Везле, замыслили свой главный портал, как совместный портрет монашеской общины и приходящих паломников, как некое видение возрождённой Церкви.


Конечно, все эти изыскания не меняют сути изображённого, но как приятно, когда многие маленькие несостыковки оказываются прояснёнными!


А тем, кто дочитал всё это до конца - изображения любимых монстров - пигмеев:



кинокефалов:



и свинообразных эфиопов:





Tags: +романский рельеф, перепост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments