Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Кафедральный собор Модены, 1099 - 1106. Италия

Дуомо - главный собор Модены, он является одним из важнейших в Европе памятников романского стиля. В середине XI в. новое большое здание главной церкви города было построено взамен прежнего, которое из-за ошибок на этапе строительства было под угрозой обрушения. На мемориальной табличке внешней стены апсиды запечатлены дата основания собора, 23 мая 1099 года, и имя архитектора  - Ланфранко.  Вскоре к Ланфранко присоединился скульптор Вилиджельмо, который упомянут на другой мемориальной табличке церкви. Вместе со своими учениками и последователями Вилиджельмо не только работал над скульптурным украшением церкви, но также участвовал в строительстве фасада.



Фасад собора отражает трехнефную структуру интерьера. Две мощные четырехугольные пилястры делят фасад на три части. Арочная галерея опоясывает собор со всех четырех сторон.



 На фасаде доминирует «Большой портал» (Portale maggiore), колонны которого поддерживаются античными львами. Как утверждает летописец  Аимоне, недалеко от строительства собора были обнаружены многочисленные остатки римских камней и мрамора, полированного или украшенного резьбой. Они были использованы для строительства здания. Широкое использование мрамора римского происхождения очевидно, если обратить внимание на фигуры и надписи на мемориальных табличках Дуомо и его часовни. Несомненно, скульптуры львов у большого портала и главных ворот - также римского происхождения.





Большое круглое резное окно – роза, добавлено в XIII веке. Аллегорические фигуры, символизирующие евангелистов, над розой являются работой ученика Вилиджельмо, имя которого до нас не дошло (он так и именуется – мастер Евангелистов, Maestro degli Evangelisti).







Галерея южной стены прерывается бифорием (двойным окном), расположенным под узкой глухой аркой. Хорда этой арки составляет 2,7 м, тогда как все остальные длиной 3,7 м. То же самое можно обнаружить и на северной боковой стороне, где, однако, эта неточность менее заметна благодаря последующей перестройке здания. Подобные размерные ошибки характерны для дороманских, романских и даже готических построек. Для средневековых архитекторов поиски пластичности и души скульптурного произведения часто доминировали над симметрией и точностью пропорций.

Собор Модены

Ниже фрагмент северного фасада.






С 1100 года в итальянской скульптуре прослеживается сильное влияние Лангедока. Как уже упоминалось, работа над скульптурным убранством собора принадлежит мастеру Вилиджельмо.
Табличку с восхвалением работы мастера держат Енох и Илия.



Западный фасад украшает цикл рельефов, посвященных истории сотворения человека.

Кафедральный собор в Модене

Над левым порталом - Сотворение Адама и Евы и Грехопадение.

Кафедральный собор в Модене

Изгнание из Рая и первый труд Адама и Евы - слева от центрального портала.





История Каина и Авеля - справа от центрального портала.





Кафедральный собор в Модене

Угол протира с изображением чудовищ.





Ангелы по сторонам протира.




Впечатляет скульптурное оформление и боковых частей собора. Большая часть барельефов и скульптур также является произведением Вилиджельмо и его учеников. Наибольший интерес представляют оформление дверей Porta della pescheria и Porta dei Principi.

Рельефы северного Porta della Pescheria интересны изображением светских сцен. Это, возможно, самое раннее изображение легенды о Артуре в монументальной скульптуре. Подробное описание рельефов можно прочитать в английской Википедии. https://en.wikipedia.org/wiki/Modena_Cathedral




Кафедральный собор в Модене









La Porta dei Principi. Сцены из жизни святого Геминиануса. Левый южный портал.

<Digimax i50 MP3, Samsung #1 MP3>













Пишут, что на этом портале есть автопортрет мастера.  Но я его не нашла.....




Правый портал на южной стороне - La Porta Regia.





Метопы, венчающие контрфорсы нефа на южном фасаде собора выполнены
в первой четверти XII века безымянным мастером, условно названным "Мастер метоп".

<Digimax i50 MP3, Samsung #1 MP3>

Здесь они очень мелко, на разглядеть можно.



Изысканный стиль рельефов говорит о знакомстве мастера с Бургундской школой. Копии рельефов хранятся в музее собора Модены.





Колокольня моденского Дуомо «Гирландина», любимый и оберегаемый местными жителями символ города. Высотой 86 метров, башня Гирландина видна почти из любого места города, а с ее вершины открывается удивительный вид на древний город. Изначально Гирландина называлась башней святого Геминиануса. Она была построена в 1179 году в пять ярусов, но в последующие два века была достроена ввысь, прежде всего, чтобы успешно конкурировать с башнями соперницы Модены, Болоньи.
Кафедральный собор в Модене

Кафедральный собор в Модене

 По ссылкам можно посмотреть больше фрагментов скульптуры собора.

 Порталы http://stilarhitekturi.livejournal.com/480155.html
 рельефы с изображением животных http://uchitelj.livejournal.com/557839.html
маскароны http://uchitelj.livejournal.com/586017.html
капители http://uchitelj.livejournal.com/585391.html
копии метоп на контрфорсах из музея собора http://uchitelj.livejournal.com/557658.html
 текст - http://www.cult-turist.ru/country/italy/emilia-romagna/modena/place-interes/?q=637&dp=intrs

https://it.wikipedia.org/wiki/Duomo_di_Modena
О скульпторе
https://it.wikipedia.org/wiki/Wiligelmo
 https://it.wikipedia.org/wiki/Storie_della_Genesi_(Wiligelmo)
Tags: +романский рельеф, Италия, Модена, архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments