"Ipse dixit, et facta sunt: ipse mandāvit, et creāta sunt"
«ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось.» (Русский Синодальный перевод 1968 года - Псалтирь 32:9).

На внешних поверхностях боковых створок триптиха "Сад земных наслаждений", как чаще всего именуют его сегодня, Босх изобразил мир на Третий день творения (картинка кликабельна). Сам Творец представлен вверху на левой створке, с Библией на коленях. Латинская надпись у верхнего края створок - цитата из Псалтири, - воспроизведена в начале поста.
Прямо с перевода и толкования цитаты начинается разница в интерпретации триптиха, существенно влияющая не только на понимание изображения, но и на его датировку. Если дату дубовой основы по методу дендрохронологии (по годичным кольцам) определяют как 1480-1485 годы, то нижняя граница датировки самого изображения определена на основании года издания нюрнбергской инкунабулы - 1493 год. Известная, как "Нюрнбергская хроника" Хартмана Шеделя (Die Schedelsche Weltchronik), эта инкунабула имеет точно такое же изображения Творца, выполненное Михаэлем Вольгемутом, и такой же латинский текст - цитату из Псалмов Давида. В русском переводе возможны варианты цитат из Псалтири 32:9 (как приведено в начале поста) или же из стиха Псалтири 148:5: "ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились"(Русский Синодальный перевод 1968 года).
Старые деревянные алтари раскрываются со скрипом, и обнаруживают за внешним монохромным (в технике гризайли) изображением многоцветье живописи на внутренних частях створок и центральной части.
(Кликабельно)
Раскрытые створки триптиха являют зрителям очередную версию мироздания от Босха. В отличие от триптиха "Страшный суд" из музея Венской Академии изобразительных искусств, о котором было написано в[ Космосе Босха]http://alexspet.livejournal.com/53803.htmlэта версия более оптимистична (если оптимизм хоть в какой-то мере вообще можно считать присущим Босху): 2/3 композиции здесь занимает изображение райских наслаждений и только правая створка демонстрирует адские муки. В Венском триптихе, как мы помним, было ровно наоборот: неубедительный в своих преходящих удовольствиях рай с "Падением ангелов" на левой створке противопоставлялсяадскому Апокалипсису сценам Страшного Суда в центральной части и на правой створке. Возможное объяснение такому контрасту в мировоззрении автора напрашивается из датировки триптихов: Венский алтарь в каталоге музея датируют "между 1504 и 1508 годами", а специалисты из музея Прадо на основе новейших данных время создания "Сада земных наслаждений" относят к 1490-м годам, - мастер с возрастом всё меньше любил человечество и, поддавшись возрастной мизантропии, всё больше видел для него "адских" перспектив. Впрочем, оба триптиха не имеют авторских сигнатуры и даты, поэтому споры об их датировках будут продолжаться, а мы сейчас обратимся к изображению "Сада любострастия" - центральной части триптиха, по которой его и именуют. Как именовал триптих сам Босх, или заказчик-граф из династии Нассау, неизвестно - интерпретация сюжета относится к ХХ веку. Хотя, и среди толкователей ХХ века нет единого мнения на этот счёт. Сотрудники музея Прадо придерживаются версии, по которой центральная часть отображает то, что произошло с потомками Адама и Евы, после того, как они, благословляемые Господом, взялись буквально претворять в жизнь его напутствие: "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Бытие 1:28).
Левая створка и центральная часть объединены общей линией горизонта с ясным лазоревым небом и синими пирамидами гор. Сцена искушения Евы Змеем в данном триптихе отсутствует, а плотские радости, представленные в центральной его части, по одной из версий, являются буквальным воплощением неверно понятого напутствия "Плодитесь и размножайтесь" в качестве основы брака. Именно представление о земном Рае, как месте плотских наслаждений, и приводит человечество в Ад. Сторонники такой интерпретации триптиха полагают, что ещё в 15-16 веках подобное представление о земном рае нашло претворение в мифе о Граале.
Хрупкость и недолговечность земных наслаждений подчеркнута многократно изображениями стеклянных сосудов, в которые заключены участники разных сцен - считается, что это - буквальная цитата: фламандская пословица "Счастье подобно стеклу - быстро разбивается".

Абсолютная безмятежность на лицах многочисленных участников происходящих в Саду удивительных, порой экстравагантных, сцен - сродни детской невинности и непосредственности. Поэтому, невзирая на авторитетные мнения о скрытых и явных аллегориях в изображениях птиц, животных и плодов земли, олицетворяющих разнообразные пороки и зло, очень убедительной выглядит интерпретация "Сада любострастия" немецкого историка Вильгельма Френгера. Он полагал, что центральная часть показывает идею возрождения человека (после изгнания из Рая прародителей Адама и Евы) при помощи восстановления связи с Создателем и возвращения к чистоте и невинности Эдемских людей - идею "Адамитов", так называемого "Общества братьев и сестёр Святого Духа", к которому, по его мнению, принадлежал и Босх.
Оставлю удовольствие созерцания и интерпретации водоёма с обнаженными сёстрами, вокруг которого гарцуют верхом на разнообразных четвероногих обнажённые братья, и всех остальных загадочных изображений любителям криптограмм - картинка триптиха кликабельна, так что удачных вам изысканий! Тем, кто ленится возвращаться наверх, привожу изображение пруда и всадников:

Хочу обратить внимание читателя на необычность Босховской Преисподней.

Использовать музыкальные инструменты в качестве приспособлений для истязаний грешников никто, кроме Босха, не додумался, хотя услаждение слуха музыкой и считалось в средневековье грешным. "Музыкальный Ад", как назвали правую створку, включает также интересное изображение древовидно- человекообразного существа с расколотым, подобно яичной скорлупе туловищем и бледным ликом, обращенным к зрителю. Лицо напоминает существующие портреты Босха и, вероятно, является автопортретом. На голове у человека-дерева - диск, по которому ходят кругами грешники, подвергаемые каким-то неизвестным пыткам с помощью Красной волынки. Утверждают, что Красная волынка - довольно распространённый двойной маскулинный символ: тестикульно-фаллический, так сказать!)))


Последняя интернет-сенсация, связанная с "Садом земных наслаждений", тоже относится к изображению "Музыкального Ада". Некая студентка из Оклахомы, имеющая отца - профессора, специалиста по музыке 15 века, но не имеющая специального музыкального образования, более того - имеющая дефекты слуха в виде невосприимчивости части обычного для человеческого уха диапазона, но воспринимающая чуть ли не ультразвуки, обратила внимание на изображение нот на ягодицах одного грешника. Рядом ещё изображена книга с нотами, но ноты в книге - неинтересно же, а вот то, что отпечаталось на ягодицах, так её заинтриговало, что девушка взялась расшифровывать нотную запись, перевела её в фортепианный вариант и опубликовала свой результат в ю-тьюбе. Это вызвало бурную реакцию в сети: появились ссылки на неё и её "открытие", и исполнение на разные лады и на разных инструментах.
Сведущие в музыке комментаторы мигом узрели сходство "новооткрытой мелодии" со средневековым григорианским хоралом "Dies irae" - "День гнева", исполняемым, обычно, как раз по поводу грядущего "Страшного суда".
Выяснилось также, что существуют и предшественники удивительной оклахомской студентки - группа "Vox Vulgaris", исполняющая средневековую музыку. Их запись, двумя годами ранее выложенная в ю-тьюб, по результатам расшифровки нотной записи Музыки Ада гораздо больше, на мой взгляд, подходит для пыток в Преисподней.)))
Заканчивая рассказ о триптихе Босха "Сад земных наслаждений" из музея Прадо в Мадриде, хочу пояснить, что все сведения о датировке и о существующих научных взглядах на интерпретацию этого триптиха, взяты мной с официального сайта музея Прадо. В музее до сентября продолжается выставка, посвященная 500-летию Босха, и на сайте много интерактивных материалов, включая видео инсталляции "Бесконечный сад" на тему "Сада земных наслаждений", представленной в одном из залов музея для любителей подобных современных развлечений:
«ибо Он сказал, - и сделалось; Он повелел, - и явилось.» (Русский Синодальный перевод 1968 года - Псалтирь 32:9).

На внешних поверхностях боковых створок триптиха "Сад земных наслаждений", как чаще всего именуют его сегодня, Босх изобразил мир на Третий день творения (картинка кликабельна). Сам Творец представлен вверху на левой створке, с Библией на коленях. Латинская надпись у верхнего края створок - цитата из Псалтири, - воспроизведена в начале поста.
Прямо с перевода и толкования цитаты начинается разница в интерпретации триптиха, существенно влияющая не только на понимание изображения, но и на его датировку. Если дату дубовой основы по методу дендрохронологии (по годичным кольцам) определяют как 1480-1485 годы, то нижняя граница датировки самого изображения определена на основании года издания нюрнбергской инкунабулы - 1493 год. Известная, как "Нюрнбергская хроника" Хартмана Шеделя (Die Schedelsche Weltchronik), эта инкунабула имеет точно такое же изображения Творца, выполненное Михаэлем Вольгемутом, и такой же латинский текст - цитату из Псалмов Давида. В русском переводе возможны варианты цитат из Псалтири 32:9 (как приведено в начале поста) или же из стиха Псалтири 148:5: "ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились"(Русский Синодальный перевод 1968 года).
Старые деревянные алтари раскрываются со скрипом, и обнаруживают за внешним монохромным (в технике гризайли) изображением многоцветье живописи на внутренних частях створок и центральной части.

Раскрытые створки триптиха являют зрителям очередную версию мироздания от Босха. В отличие от триптиха "Страшный суд" из музея Венской Академии изобразительных искусств, о котором было написано в[ Космосе Босха]http://alexspet.livejournal.com/53803.htmlэта версия более оптимистична (если оптимизм хоть в какой-то мере вообще можно считать присущим Босху): 2/3 композиции здесь занимает изображение райских наслаждений и только правая створка демонстрирует адские муки. В Венском триптихе, как мы помним, было ровно наоборот: неубедительный в своих преходящих удовольствиях рай с "Падением ангелов" на левой створке противопоставлялся
Левая створка и центральная часть объединены общей линией горизонта с ясным лазоревым небом и синими пирамидами гор. Сцена искушения Евы Змеем в данном триптихе отсутствует, а плотские радости, представленные в центральной его части, по одной из версий, являются буквальным воплощением неверно понятого напутствия "Плодитесь и размножайтесь" в качестве основы брака. Именно представление о земном Рае, как месте плотских наслаждений, и приводит человечество в Ад. Сторонники такой интерпретации триптиха полагают, что ещё в 15-16 веках подобное представление о земном рае нашло претворение в мифе о Граале.
Хрупкость и недолговечность земных наслаждений подчеркнута многократно изображениями стеклянных сосудов, в которые заключены участники разных сцен - считается, что это - буквальная цитата: фламандская пословица "Счастье подобно стеклу - быстро разбивается".


Абсолютная безмятежность на лицах многочисленных участников происходящих в Саду удивительных, порой экстравагантных, сцен - сродни детской невинности и непосредственности. Поэтому, невзирая на авторитетные мнения о скрытых и явных аллегориях в изображениях птиц, животных и плодов земли, олицетворяющих разнообразные пороки и зло, очень убедительной выглядит интерпретация "Сада любострастия" немецкого историка Вильгельма Френгера. Он полагал, что центральная часть показывает идею возрождения человека (после изгнания из Рая прародителей Адама и Евы) при помощи восстановления связи с Создателем и возвращения к чистоте и невинности Эдемских людей - идею "Адамитов", так называемого "Общества братьев и сестёр Святого Духа", к которому, по его мнению, принадлежал и Босх.
Оставлю удовольствие созерцания и интерпретации водоёма с обнаженными сёстрами, вокруг которого гарцуют верхом на разнообразных четвероногих обнажённые братья, и всех остальных загадочных изображений любителям криптограмм - картинка триптиха кликабельна, так что удачных вам изысканий! Тем, кто ленится возвращаться наверх, привожу изображение пруда и всадников:

Хочу обратить внимание читателя на необычность Босховской Преисподней.

Использовать музыкальные инструменты в качестве приспособлений для истязаний грешников никто, кроме Босха, не додумался, хотя услаждение слуха музыкой и считалось в средневековье грешным. "Музыкальный Ад", как назвали правую створку, включает также интересное изображение древовидно- человекообразного существа с расколотым, подобно яичной скорлупе туловищем и бледным ликом, обращенным к зрителю. Лицо напоминает существующие портреты Босха и, вероятно, является автопортретом. На голове у человека-дерева - диск, по которому ходят кругами грешники, подвергаемые каким-то неизвестным пыткам с помощью Красной волынки. Утверждают, что Красная волынка - довольно распространённый двойной маскулинный символ: тестикульно-фаллический, так сказать!)))


Последняя интернет-сенсация, связанная с "Садом земных наслаждений", тоже относится к изображению "Музыкального Ада". Некая студентка из Оклахомы, имеющая отца - профессора, специалиста по музыке 15 века, но не имеющая специального музыкального образования, более того - имеющая дефекты слуха в виде невосприимчивости части обычного для человеческого уха диапазона, но воспринимающая чуть ли не ультразвуки, обратила внимание на изображение нот на ягодицах одного грешника. Рядом ещё изображена книга с нотами, но ноты в книге - неинтересно же, а вот то, что отпечаталось на ягодицах, так её заинтриговало, что девушка взялась расшифровывать нотную запись, перевела её в фортепианный вариант и опубликовала свой результат в ю-тьюбе. Это вызвало бурную реакцию в сети: появились ссылки на неё и её "открытие", и исполнение на разные лады и на разных инструментах.
Сведущие в музыке комментаторы мигом узрели сходство "новооткрытой мелодии" со средневековым григорианским хоралом "Dies irae" - "День гнева", исполняемым, обычно, как раз по поводу грядущего "Страшного суда".
Выяснилось также, что существуют и предшественники удивительной оклахомской студентки - группа "Vox Vulgaris", исполняющая средневековую музыку. Их запись, двумя годами ранее выложенная в ю-тьюб, по результатам расшифровки нотной записи Музыки Ада гораздо больше, на мой взгляд, подходит для пыток в Преисподней.)))
Заканчивая рассказ о триптихе Босха "Сад земных наслаждений" из музея Прадо в Мадриде, хочу пояснить, что все сведения о датировке и о существующих научных взглядах на интерпретацию этого триптиха, взяты мной с официального сайта музея Прадо. В музее до сентября продолжается выставка, посвященная 500-летию Босха, и на сайте много интерактивных материалов, включая видео инсталляции "Бесконечный сад" на тему "Сада земных наслаждений", представленной в одном из залов музея для любителей подобных современных развлечений: