Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Рёскин о рельефах византийских дворцов в Венеции

Недавно пришел мне такой комментарий: "Вот читаю сейчас "Камни Венеции" Рёскина. Вы с ним очень похожи в своей любви к капителям, фризам, архивольтам и всяческой красивой фурнитуре."
Не первый раз уже мое имя упоминается в приятной близости к этому великому, на мой взгляд, человеку. :-)
А вот книгу эту, к сожалению не читала. К счастью PDF книги оказался в сети и она превзошла все самые смелые  ожидания. В ней я нашла удивительное созвучие моим мыслям и чувствам, вот только очень жаль, что Рёскин не дожил до новых технологий или хотя бы широкого распространения фотографии.
По сему позволю себе проиллюстрировать небольшую выдержку из книги своими (и не только) фотографиями византийских рельефов из Венеции.


Просьба в перепостах удалять первый абзац.

Небольшая цитата из шестой главы книги "Камни венеции" под названием "Византийские дворцы", стр. 131-134

"....В частных дворцах (Венеции, примечание uchitelj) архивольты, как правило, весьма просты, они имеют зубчатую форму, так что весь декоративный эффект создается за счет рельефов, вмурованных в стену над или между арками... Это либо вытянутые по верти­кали кресты, либо круги; образцы всех типов представлены на с. 133.


Страница 133 книги "Камни Венеции".

Крест, очевидно, был неизменным украшением и помещался либо в центре архивольта портала, либо в центре первого этажа над окнами, по обе стороны от него в разных сочетаниях располагались круглые или продолговатые украшения.




Фото germon2005





Во многих случаях настенные мраморные рельефы старейших византийских дворцов были сбиты, так что на архивольтах остались одни кресты. Лучшие образцы крестов, размещенных над окнами, обнаружены на зданиях переходного периода: одно из них находится на площади Кампо Санта-Мария Формоза; второе, довольно хорошо сохранившееся, на площади Кампо Санта-Мария Матер Домини, причем кресты там расположены между всеми окнами; третье на Большом канале, в приходе церкви Санти-Апостоли, где имеются два креста, по одному с каждой стороны первого этажа, а в центре барельеф с изображением Иисуса Христа на троне; и, наконец, дом, крест которого самый большой из тех, что приведены на иллюстрации, находится возле церкви Сан-Джованни Гризостомо и некогда принадлежал Марко Поло. Обычай размещать символ христианской веры в центре фасадов дворцов был в старой Венеции всеобщим и соблюдался примерно до середины XIV столетия.



Прочие рельефы, размещенные над или между арками, почти всегда представляют собой группы зверей или птиц, либо стоящих лицом друг к другу и разделенных колонкой с лиственным узором, либо терзающих друг друга в смертельной схватке.




Фрагмент фасада дворца Фондако-деи-Турки

Число таких рельефов, в особенности небольших, вписанных в круг, как на рис. 5 и 6 на с. 133, разбросанных ныне по всей Венеции, огромно, однако их редко увидишь в первоначальном расположении.



При разрушении византийских дворцов эти фрагменты, как правило, сохранялись, и потом их вмуровывали в стены новых построек с большими или меньшими потугами на симметрию (аналогичным образом часто использовались фрагменты фризов и рельефных обрамлений), так что манеру их оригинального применения можно увидеть лишь в соборе Св. Марка, Фондако дей Турки и в одном-двух других зданиях.



Фрагменты фасада дворца Фондако-деи-Турки











Лучшими в Венеции, бесспорно, являются рельефы с группами скомпонованных таким образом птиц и зверей; на рис. 1 на с. 133 (см. рисунок выше) изображена одна из групп, использованных в отделке собора Св. Марка, обрамленная плетеным орнаментом, она являет собой весьма характерный образец в ряду наиболее изысканных, только серединный ствол, или столб, зачастую бывает украшен пышной листвой, обычно виноградной.

(Рельеф этот не нашла, привожу похожие)


Фото germon2005



Группы хищных животных, терзающих друг друга в смертельной схватке, вырезаны гораздо грубее (?) и занимают в византийской скульптуре почти такое же место, как низший тип гротеска в готической,






Фото germon2005





причем иногда среди них встречаются подлинные, хотя и неуклюжие, гротески, как, например, четыре туловища с одной головой в центре;



но здесь нет и намека на богатство фантазии создателей разве что в удачном распределении света и тени да в живости и продуманности штрихов, обозначающих перья птиц или прожилки листьев. Однако скульптор неизменно заботится о том, чтобы глаз не утомлялся однообразием: эти византийские узоры никогда не бывают полностью симметричны (бывают, см.иллюстации).


Пример "свободной" симметрии. Фото germon2005

Так, цепочка, обрамляющая фигуры птиц на упомянутом рисунке со с. 133, содержит в левой верхней части арки два круга с заключенными в них квадратами, а в правой — два круга поменьше и один ромб с вписанным в него квадратом плюс два маленьких кружка или розетки; в нижней части цепочки справа круг, а слева ромб, и так далее, вплоть до мельчайших деталей..."

Еще несколько образцов венецианских рельефов









И еще
Фотографии в альбоме «Венеция 2015 март», автор germon2005 на Яндекс.Фотках





















Рескин о капителях Дворца Дожей https://globus-belarusi.livejournal.com/8874.html

Tags: +Рескин, +византийская скульптура, Венетто, Венеция, Византия, Италия, орнамент, патера, церковное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments