Церковь Святых Феодоров, XIII в. Мистра, Греция
После небольшого перерыва возвращаемся к византийским церквям, а именно, к греческим церквям с куполом на тромпах. Последний, самый поздний образец этого типа находится в Мистре - это церковь святых Феодоров монастыря Бронтохион. Все храмы этого типа имеют купол большого диаметра на невысоком барабане, прорезанном 16 окнами (В церкви Феодоров 8 из них заложены). Как уже упоминалось, этот тип храмов соединяет крестообразный план с октогональным подкупольным пространством. Характерная центричность храмов этого типа особенно ярко прослеживается именно в этом образце.

Вид с юго-востока


"Изюминкой" фасада храма является пирамидальная восточная часть. Нечто похожее мы видели в церкви монастыря Дафни, но здесь эффект усилен небольшими "ступеньками" по сторонам боковых апсид и постепенно уменьшающимися окнами - от центра к краям - на самих апсидах.


Восточный фасад церкви монастыря Дафни

Восточный фасад разделен рядами поребрика на горизонтальные полосы, часть из которых выложена перегородчатой кладкой, а часть была прежде облицована керамической глазурованной плиткой.

Северный и южный фасады гораздо проще, их украшает только орнамент из плинфы и поребрик на фронтонах по сторонам окна (восстановлено).
Мне кажется, что эти фасады раньше тоже имели какой-то декор.

Мое предположение подтверждают резные кронштейны по сторонам портала.

Северный фасад


В небольших углублениях над окном и по сторонам его раньше были керамические тарелки.


Южный фасад подобен северному


Западный фасад прежде был похож на восточный, но позднее к нему пристроили нартекс.


Остатки монастырских сооружений



Интерьер церкви очень похож на интерьеры храмов Дафни и Софии в Монемвасии, но гораздо камерней, в нем нет монументальности этих церквей.
Правда сейчас он лишен всякого декора и от этого смотрится более целостным и строгим.
Основные качества интерьера, как и у всех храмов этого типа - объединенность внутреннего пространства и его ярко выраженная центричность. Обширный купол на невысоком барабане охватывает весь наос. Купол основан на восьмиграннике, переходом от опорных столбов к куполу служат тромпы.
Здесь только 2 западных подкупольных столба представляют собой отдельно стоящие опоры, остальные соединены со стенами (см. план).

Вид на запад

Вид на алтарь
Для сравнения - ниже София в Монемвасии



Вид на север



Южный рукав креста

Восточный рукав креста

Северо-западный угол с остатками фресок
Угловые помещения храма совершенно изолированы от наоса, что тоже является отличительной чертой этого храма.

Юго-западнадный угол храма
Несколько фрагментов фресок
За точность цвета не ручаюсь - снято в темноте и отредактировано по мере возможности.












Вид с юго-востока


"Изюминкой" фасада храма является пирамидальная восточная часть. Нечто похожее мы видели в церкви монастыря Дафни, но здесь эффект усилен небольшими "ступеньками" по сторонам боковых апсид и постепенно уменьшающимися окнами - от центра к краям - на самих апсидах.


Восточный фасад церкви монастыря Дафни

Восточный фасад разделен рядами поребрика на горизонтальные полосы, часть из которых выложена перегородчатой кладкой, а часть была прежде облицована керамической глазурованной плиткой.

Северный и южный фасады гораздо проще, их украшает только орнамент из плинфы и поребрик на фронтонах по сторонам окна (восстановлено).
Мне кажется, что эти фасады раньше тоже имели какой-то декор.

Мое предположение подтверждают резные кронштейны по сторонам портала.

Северный фасад


В небольших углублениях над окном и по сторонам его раньше были керамические тарелки.


Южный фасад подобен северному


Западный фасад прежде был похож на восточный, но позднее к нему пристроили нартекс.


Остатки монастырских сооружений



Интерьер церкви очень похож на интерьеры храмов Дафни и Софии в Монемвасии, но гораздо камерней, в нем нет монументальности этих церквей.
Правда сейчас он лишен всякого декора и от этого смотрится более целостным и строгим.
Основные качества интерьера, как и у всех храмов этого типа - объединенность внутреннего пространства и его ярко выраженная центричность. Обширный купол на невысоком барабане охватывает весь наос. Купол основан на восьмиграннике, переходом от опорных столбов к куполу служат тромпы.
Здесь только 2 западных подкупольных столба представляют собой отдельно стоящие опоры, остальные соединены со стенами (см. план).

Вид на запад

Вид на алтарь
Для сравнения - ниже София в Монемвасии



Вид на север



Южный рукав креста

Восточный рукав креста

Северо-западный угол с остатками фресок
Угловые помещения храма совершенно изолированы от наоса, что тоже является отличительной чертой этого храма.

Юго-западнадный угол храма
Несколько фрагментов фресок
За точность цвета не ручаюсь - снято в темноте и отредактировано по мере возможности.










