Оригинал взят у
kapikanka в Голоса воображаемого музея Мальро в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Загадочное всё-таки существо - человек. В то время, как москвичи лóмятся на хорошую, но совершенно не выдающуюся выставку "Roma Aeterna" в Третьяковке, в пушкинском музее без всякого ажиотажа, без очереди и при полупустых залах проходит великолепная выставка "Голоса воображаемого музея Мальро". То ли название сбивает с толку? Непонятно.
Живопись и скульптура приехали из Лувра и Прадо, музеев Клюни, д'Орсэ и Бранли, Египетского музея в Берлине, музея Пикассо и не только. И конечно, из Третьяковки и Эрмитажа. И запасников самого Пушкинского.
Большая, ошеломляющая, непросто смотреть, без чтения сопровождающего текста не обойтись, а ещё и сравнивать между собой произведения надо, пытаться понять, почему Андре Мальро и сама Ирина Александровна Антонова так их сгруппировали. Но очень любопытно. Многое фотографиролвать нельзя.
От керамического Бальзака - эскиза Родена к памятнику, который при жизни Родена так и не был отлит в бронзе, отойти невозможно. Голова следит пустыми глазницами за передвижениями, этот из глубины глазниц пугает и зомбирует.
Вообще, от взглядов там никуда не деться. Молодая женщина Ганса Гольбейна младшего буравит насквозь. Дочь сказала, "как надсмотрщица". Папа кисти Тициана насмешливо и презрительно смотрит на зрителя. Юноша в образе Святого Себастьяна Больтраффио следит взглядом с улыбкой, кроткой, но двусмысленной. Египетский жрец с улыбкой Моны Лизы, и зрачков нет, но не отвернуться. А взгляд египетской принцессы, инопланетный, парализующий и наглым ( хотя, может ли быть наглой принцесса?). Взгляд маленького Луиса Марии Кистуэ-и-Мартинеса, маленького и живого, но уже adiestrado - выдрессированного...
Выставка идёт до 12 февраля, ещё есть время посмотреть.

Кхмерская королева Джаяраджадеви. 12 - 13 век.



Портрет Луция Вера. Рим, II век

Голова бородатого мужчины из Музея Клюни в Париже. 12 век

Фрагмент мозаичной копии иконы Богоматери Киккской.

Та самая "надсмотрщица" Ганса Гольбейна младшего. Руки, вероятнее всего, благочестиво сложены, но так, обрезанные, они производят впечатление "рук в боки", что совершенно меняет взгляд с бюргерски разумно уверенного на надменный и вызывающий. Тяжёлый подбородок это впечатление лишь усиливает.

Наголовник тсеса из Камеруна. начало 20-ого века. Надевался при исполнении обрядов тайных общин.

Рукопись стихотворения "Андре Мальро" Варлама Шаламова, 1970 г

Погребальная урна майя, VII - XII век.
на боковых экранах по шесть чёрных кругов - имитация крыльев с перьями. На урне, из пасти "космического крокодила" - воплощения земли и неба, крылатой зооморфной Матери, - рождается маленький ягуар. Египетская богина небы Нут ежедневно рождала нового солнечного бога.
Интересно, что знал Чуковский, когда писал
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал...."

Вторая погребальная урна, с более крупным и когтистым ягуаром.

Это не улыбка Рональда Макдональда, и не маска Джокера, а ритуальный плащ вождя гавайского племени, сделанный из крошечных красочных и жёлтых перьев птички цветочницы-мамо.
У гавайцев птички мамо, у китайцев украшения из перьев зимородка, у Кирилла Гасилина платье с крылышками жука-златки (в коллекции Александра Васильева сейчас) - ничего не изменилось.

Фрагмент рельефа римского саркофага с портретом умершего. III век. Хотя, похоже на соцреализм. Или на Марлона Брандо.

Голова жреца. VII век до н.э. Египет.

Голова ливийского мальчика. Египет, Александрия, первая половин I века.

Голова египетской царевны. 1350 г до нашей эры. Абсолютный шедевр. Только из-за неё стоит идти на выставку.



Две женские статуэтки (палеолитический венеры) со стоянки Мальтá в Сибири. Эпоха: XXIII - XVIII тыс до н.э. Примерно двадцать тысяч лет назад.
Третья венера из Египта и гораздо моложе, примерно IV до н.э.
Сосуды души и жизни.

Александр Архипенко (1887 - 1964) "Грация (Прославление красоты", 1926 г)

Торс Афродиты. Уменьшенная копия. Белый мрамор
В диалоге с этими двумя скульптурами и с картиной Джоржо де Кирико бюст "Голова молодой женщины" (1920) Анри Лорана из Центра Жоржа Помпиду, фотографировать который строго запрещено, поэтому фотография из сети (https://www.wikiart.org/ru/anri-loran/head-of-a-young-girl-t-te-de-jeune-fillette-1920)

Две маски, верхняя из Конго, конца 19 - начала 20 века, нижняя - Голова королевы-матери Ийобы из Нигерии (Великий Бенин), бронза, XVII - XVIII века.



Наконечник культового жезла в виде протомы (передней части оленя) и мужской фигурой между рогами. Кобанская культура. Терская область, конец V - начало IV веков до н.э. Бронза
Статуэтка Анубиса. Египет. XX - XVI века до н.э. Крашеное дерево.



Фотография 68 года. За столом Андрэ Мальро. Справа директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова.

Исключительно ради Фурцевой в меховой шапке сняла. Прекрасно культурная Фурцева, не хуже Мединского.
Загадочное всё-таки существо - человек. В то время, как москвичи лóмятся на хорошую, но совершенно не выдающуюся выставку "Roma Aeterna" в Третьяковке, в пушкинском музее без всякого ажиотажа, без очереди и при полупустых залах проходит великолепная выставка "Голоса воображаемого музея Мальро". То ли название сбивает с толку? Непонятно.
Живопись и скульптура приехали из Лувра и Прадо, музеев Клюни, д'Орсэ и Бранли, Египетского музея в Берлине, музея Пикассо и не только. И конечно, из Третьяковки и Эрмитажа. И запасников самого Пушкинского.
Большая, ошеломляющая, непросто смотреть, без чтения сопровождающего текста не обойтись, а ещё и сравнивать между собой произведения надо, пытаться понять, почему Андре Мальро и сама Ирина Александровна Антонова так их сгруппировали. Но очень любопытно. Многое фотографиролвать нельзя.
От керамического Бальзака - эскиза Родена к памятнику, который при жизни Родена так и не был отлит в бронзе, отойти невозможно. Голова следит пустыми глазницами за передвижениями, этот из глубины глазниц пугает и зомбирует.
Вообще, от взглядов там никуда не деться. Молодая женщина Ганса Гольбейна младшего буравит насквозь. Дочь сказала, "как надсмотрщица". Папа кисти Тициана насмешливо и презрительно смотрит на зрителя. Юноша в образе Святого Себастьяна Больтраффио следит взглядом с улыбкой, кроткой, но двусмысленной. Египетский жрец с улыбкой Моны Лизы, и зрачков нет, но не отвернуться. А взгляд египетской принцессы, инопланетный, парализующий и наглым ( хотя, может ли быть наглой принцесса?). Взгляд маленького Луиса Марии Кистуэ-и-Мартинеса, маленького и живого, но уже adiestrado - выдрессированного...
Выставка идёт до 12 февраля, ещё есть время посмотреть.

Кхмерская королева Джаяраджадеви. 12 - 13 век.



Портрет Луция Вера. Рим, II век

Голова бородатого мужчины из Музея Клюни в Париже. 12 век

Фрагмент мозаичной копии иконы Богоматери Киккской.

Та самая "надсмотрщица" Ганса Гольбейна младшего. Руки, вероятнее всего, благочестиво сложены, но так, обрезанные, они производят впечатление "рук в боки", что совершенно меняет взгляд с бюргерски разумно уверенного на надменный и вызывающий. Тяжёлый подбородок это впечатление лишь усиливает.

Наголовник тсеса из Камеруна. начало 20-ого века. Надевался при исполнении обрядов тайных общин.

Рукопись стихотворения "Андре Мальро" Варлама Шаламова, 1970 г

Погребальная урна майя, VII - XII век.
на боковых экранах по шесть чёрных кругов - имитация крыльев с перьями. На урне, из пасти "космического крокодила" - воплощения земли и неба, крылатой зооморфной Матери, - рождается маленький ягуар. Египетская богина небы Нут ежедневно рождала нового солнечного бога.
Интересно, что знал Чуковский, когда писал
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал...."

Вторая погребальная урна, с более крупным и когтистым ягуаром.

Это не улыбка Рональда Макдональда, и не маска Джокера, а ритуальный плащ вождя гавайского племени, сделанный из крошечных красочных и жёлтых перьев птички цветочницы-мамо.
У гавайцев птички мамо, у китайцев украшения из перьев зимородка, у Кирилла Гасилина платье с крылышками жука-златки (в коллекции Александра Васильева сейчас) - ничего не изменилось.

Фрагмент рельефа римского саркофага с портретом умершего. III век. Хотя, похоже на соцреализм. Или на Марлона Брандо.

Голова жреца. VII век до н.э. Египет.

Голова ливийского мальчика. Египет, Александрия, первая половин I века.

Голова египетской царевны. 1350 г до нашей эры. Абсолютный шедевр. Только из-за неё стоит идти на выставку.



Две женские статуэтки (палеолитический венеры) со стоянки Мальтá в Сибири. Эпоха: XXIII - XVIII тыс до н.э. Примерно двадцать тысяч лет назад.
Третья венера из Египта и гораздо моложе, примерно IV до н.э.
Сосуды души и жизни.

Александр Архипенко (1887 - 1964) "Грация (Прославление красоты", 1926 г)

Торс Афродиты. Уменьшенная копия. Белый мрамор
В диалоге с этими двумя скульптурами и с картиной Джоржо де Кирико бюст "Голова молодой женщины" (1920) Анри Лорана из Центра Жоржа Помпиду, фотографировать который строго запрещено, поэтому фотография из сети (https://www.wikiart.org/ru/anri-loran/head-of-a-young-girl-t-te-de-jeune-fillette-1920)

Две маски, верхняя из Конго, конца 19 - начала 20 века, нижняя - Голова королевы-матери Ийобы из Нигерии (Великий Бенин), бронза, XVII - XVIII века.



Наконечник культового жезла в виде протомы (передней части оленя) и мужской фигурой между рогами. Кобанская культура. Терская область, конец V - начало IV веков до н.э. Бронза
Статуэтка Анубиса. Египет. XX - XVI века до н.э. Крашеное дерево.



Фотография 68 года. За столом Андрэ Мальро. Справа директор ГМИИ Ирина Александровна Антонова.

Исключительно ради Фурцевой в меховой шапке сняла. Прекрасно культурная Фурцева, не хуже Мединского.