Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Скуола Сан-Рокко, Венеция

Как я в свое время кусала локти, что в скуоле  не разрешали фотографировать!!!

Цитата поста olgina67 Учат в школе, учат в школе, учат в школе
DSC_0392
.


Церковь Сан-Рокко (итал. San Rocco) — церковь в Венеции, расположенная в районе Сан-Поло. Церковь возведена и названа в честь Святого Роха, являющегося наряду со Святым Марком, покровителем Венеции. Святой Рох считался исцелителем от чумы, страшного бича городов Европы в Средние века, а особенно торговой Венеции. Как ранее венецианцы похитили мощи Святого Марка, так же позднее были похищены и мощи французского святого Роха.

DSC_0393 DSC_0396

Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. Строительство церкви было начато в 1489 и закончено в 1508 году архитектором Бартоломео Боном Младшим. В 1725 году церковь была частично перестроена. Поражающий воображение фасад с большим количеством скульптур был возведен в 1760-х годах архитектором Маккаруцци. В церкви находятся четыре картины Тинторетто, в том числе «Святой Рох исцеляет жертв чумы».

DSC_0397

Скуола Сан-Рокко основана братством Сан-Рокко в 1549 году и так же принадлежит к числу шести венецианских больших скуол. Братство Св. Роха, или братство Сан-Рокко была зарегистрировано в 1481 Советом Десяти как организация,оказывающая благотворительную помощь больным. В 1515 году братству потребовалось большое здание, так как возросло количество участников братства. Таким образов в этом же году началось строительство скуолы. Над зданием работали два архитектора, последний и которых Антонио дель Аббонди завершил строительство достроив второй этаж и парадный вход в 1549 году.

DSC_0404

Скуола расположена площади Сан-Рокко и напоминает стиль обоих мастеров, так, к примеру, окна-бифоре на первом этаже характерны Бартоломео Бону, а сдвоенные окна на втором этаже — Антонио дель Аббонди. Строительство скуолы развивалось за счет пожертвований венецианцев, верующих в покровительство св. Роха от заразных болезней. Напротив Скуолы находится церковь Св. Роха, где хранятся его мощи. Как и в 15 веке, так и сегодня, братство Сан-рокко занимается благотворительностью.  <.......>

DSC_0400

Случайно поднимаю глаза повыше - батюшки, а вокруг колонн-то! Живность мелкая! И если специально не рассматривать то, что выше головы, то и не увидишь.С таким чудом столкнулась впервые - бараны, драконы, ящерицы, свиньи... по три штуки вокруг каждой колонны.

DSC_0415    DSC_0416

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Св. Рох во славе». Эта картина сейчас находится на потолке в зале Альберго (Sala de’ll Albergo). После этого в течение 23 лет Тинторетто расписывал скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». <..........>

DSC_0418 DSC_0420

Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей и зала Альберго. Скуола принадлежит к числу первых архитектурных творений в стиле Высокого Возрождения в Венеции. Но есть в ее облике и черты Раннего Ренессанса: полихромные мраморные конструкции и широкие окна с ажурными арками. Богато оформлен интерьер церкви. Стены украшены полотнами Тинторетто, а некоторые помещения отделаны резными деревянными плитами.

DSC_0425

Нижний этаж скромен и аскетичен. Что-то в нем есть от греческого храма - нет, не только колонны. Заключительный цикл из 8 картин повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Закрывает цикл картина «Успение Богоматери», изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Св. Рока работы Джероламо Кампанья (начало XVI века).

DSC_0412

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

DSC_0407

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы – облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели.

DSC_0427

По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо: «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря Джованни Маркьори. Резные фигуры и кариатиды работы Франческо Пьянта, среди них есть шарж на Тинторетто. В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплетах, священные сосуды и церковная утварь.

DSC_0428

"Скуолы – это братства, в которые в средневековой Италии объединялись горожане по самым различным признакам, как в корпорации или ассоциации в наше время. Примером для таких объединений послужили ордена францисканцев и доминиканцев. Члены скуол были известны также под названием Баттути – «битые», они бичевали себя во время процессий. Первоначально все граждане могли участвовать в деятельности скуол, но со временем дворянам было запрещено смешиваться с другими слоями населения, и с тех пор скуолы стали братствами среднего сословия.

DSC_0431

В Венеции эти филантропические сообщества помогли бедному населению города в трудные периоды голода, эпидемий, войн. Были скуолы, основанные иностранцами, в их функции входила поддержка своих земляков, которые жили постоянно или прибывали на непродолжительный срок в Венецию. Правила деятельности скуол были определены в специальных сводах законов каждой из них.
Миряне, избрав себе в покровители полюбившегося святого, чаще всего объединялись по профессиональному признаку. Так Скуола Калегери объединяла сапожников, а Сан-Джорджио-дельи-Скьявони – далматинских купцов.

DSC_0459

Скуолы были не только социальными институтами для поддержки неимущих. Деньги благотворительных фондов братств шли на покровительство искусствам и развитие ремёсел. Большие братства, Скуоле Гранди, их в Венеции было шесть, строили и богато украшали дома своего сообщества, для этого они приглашали лучших мастеров Венеции, устраивали конкурсы на отделку своих резиденций. Глядя на эти здания, невозможно не заподозрить, что скуолы соревновались между собой, желая подчеркнуть свою значительность, престиж и богатство.

IMG_1160  

DSC_0450

С падением Республики и приходом к власти наполеоновского правительства скуолы были разорены, их лишили всего имущества, здания были переданы городу, а произведения искусства частично пополнили музеи Венеции и Милана, частично увезены за границу, и, конечно, как при всякой конфискации, многие просто пропали. Например, скуола Сан-Марко – братство золотых дел мастеров и торговцев шёлком, вместе с монастырём и садами доминиканцев Сан-Джованни-э-Паоло были приспособлены под Городскую больницу. Только Скуола Гранде-де-Сан-Рокко сохранила и здание, и все его художественное наполнение.

DSC_0433

Картины зала Альберго – полностью принадлежат Тинторетто. В центре на потолке – «Св. Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.

DSC_0435   DSC_0476

Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой – теряющая сознание Дева Мария. На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566-1567), справа – «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто.

DSC_0440

У входа в зал Альберго – картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джоржоне (многие считают ее автором Тициана) картина «Христос, несущий свой крест». Рядом с залом Альберго – большая коллекция уникальной керамики.

DSC_0447

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

DSC_0449 DSC_0448

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке – 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы – облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин – работы Джузеппе Анджели. По стенам – 12 картин с библейскими сюжетами. <..........>

DSC_0453

Когда поднимаешъся по лестнице - еще не представляешь себе всего великолепия, которое тебя в первый момент оглушает. Хочется сесть на пол. А лучше - лечъ. И смотреть , не отрываясь, на золотой потолок.

DSC_0452

Потом приходит черед стен. Резьба по дереву. Дерево темное. освещается светильниками. Хотела бы я знать как выглядели заседания в этом зале! И какое впечатление производил зал на тех, кто попадал сюда тогда.

DSC_0454

Рассматривать можно часами. Все фигуры - разные. И все, что вокруг фигур. Вот, как эти книги на полке.

DSC_0455 DSC_0456

Братство всегда было активной и влиятельной организацией, сумевшей, благодаря накопленному богатству, построить и украсить свою резиденцию, привлекая к работе лучших архитекторов, живописцев и резчиков по дереву XVI и XVII веков.

DSC_0463

И в наши дни стены и потолки залов украшает внушительный живописный цикл Якопо Тинторетто, над которым художник работал более 20 лет. Другая интересная и во многом таинственная личность, работавшая в главном зале скуолы – скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов. Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.

DSC_0479

И, возвращаясь к Тинторетто: что мы на самом деле видим на его картинах? Верную католической теологии иллюстрацию библейских событий или живописное изложение герметических учений каббалы и алхимии? А из кого состояло правление братства - из ортодоксальных католиков или великих посвященных в тайные и запрещенные церковью науки? <........>
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу; в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Возможно, и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне Голгофа (15б5, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты; другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу; яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию; лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. В нашу сторону направлена и одна из лежащих на земле лестниц — тем самым мы, охватывая всю величественную панораму Голгофы при входе в зал, по мере приближения к этой колоссальной картине как бы втягиваемся в ее пространство, становимся не только свидетелями, но и участниками великого трагического события. <.............>

DSC_0481

потом, когда глаза привыки к великолепию, опускаешь наконец, очи долу. И любуешься, любуешься , любуешься. Итальянские мраморные полы с инкустрацией, я открыла их для себя на Сицилии. И теперъ обращаю внимание везде, где попадаются. Краски такие яркие, как будто новые, а лет им уже очень много.
Выложенные плиткой, яркие, геометрические, разноцветные, протоптанные миллионами ног: полы для Себастьяна Эрраса - источник вдохновения. Французский фотограф путешествует по миру, снимая уникальные для каждого города места. Недавно Себастьян провел 4 дня в Венеции, и понял, что нашел город с самыми роскошными полами. Результатом поездки стала новая коллекция снимков под названием "Венецианские полы". <............>

DSC_0482

В какой-то момент наступает пресыщение. Когда кажется - глаз уже не в состоянии различать цвета, а мозг воспринимать сюжеты. Значит - пора. Но сюда очень хочется вернуться. Кажется, у меня в Венеции никогда не закончатся поводы вернуться.

DSC_0496 DSC_0500

На выходе понимаю, что есть еще один этаж. Не подняться было бы преступлением. Между этажами выставлено полотно двух авторов - чудесное содружество, не виденное мной ранше. Сверху Джорджоне, а под ним Тициан

DSC_0501

На верхнем этаже открыта сокровищница, которая была закрыта сто лет.

DSC_0503    DSC_0510

Экспонатов, если сравнивать с венской, скажем, не много, но каждый в отдельности задерживает дыхание. Причем коралловый подсвечник - это ерунда по сравнению с бронзовыми крестами, сделанными настолько филигранно, что невозможно поверить в то, что это сделано руками.

DSC_0507

В деталях просматривается не только готика. Здесь и Византия, и сарацины, философы и святые, короли и капуста.

DSC_0509

Моя оптика вразумительной картинки не дает. А как же  хотелось то! Маленькие, как мальчики с пальчик, фигурки, сделаны с высочайшей точностью, даже текст на перевязи читается.

DSC_0508

Просматривается каждая пуговка, каждая складка одежды!

DSC_0514    DSC_0516

Люстра естественно - венецианского стекла. Одна из тех, о которых думаешь, что сегодня такие просто никуда не повесить, они слишком шикарны

DSC_0515

И Тьеполо. Вот что меня постоянно поражает в венецианских церквях, так это обыденность, с которой на задних, абсолютно неглавных стенах , висят великие мастера. Без стекла и ограды. Просто лишний Тъеполо.

DSC_0519
Tags: +рельеф эпохи возрождения, Венеция, ДПИ, Италия, архитектура, перепост
Subscribe

Posts from This Journal “Венеция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments