Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Византийская алтарная преграда - темплон. Формы и эволюция

Оригинал взят у theofilakt в Византийская алтарная преграда - темплон. Формы и эволюция
Возвращаюсь в очередной раз к любимой теме - византийским алтарным преградам. У меня накопилась уже небольшая коллекция и я решила ее немного систематизировать и соединить со статьей Лазарева.
Оговорюсь заранее, что в своей систематизации я опиралась исключительно на формальные признаки. Кроме того в посте использованы в основном греческие примеры, таким образом есть вероятность, что их особенности характерны для местной традиции.

Алтарные преграды были уже в раннехристианских церквях IV-V веков, и, надо сказать, что с момента появления эпистилия их форма не слишком изменилась в последующие годы.

Поначалу это было невысокое ограждение из мраморных плит с рельефом, помещенных между столбиками. Подобные ограждения широко использовались в римской архитектуре.


Рельеф на пьедестале Обелиска Феодосия, Стамбул.



Ограждение орхестры в театре Перге, Турция




Реконструкция алтаря из Israel Museum, Иерусалим.


 VI век.
Korçë (Албания). Албанский Национальный музей средневекового искусства.
(Добавлено 13.06.17) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kor%C3%A7%C3%AB_NMMA_-_Lin_Ikonostase.jpg?uselang=de

Раннехристианская базилика в Олимпии.




Сусанна и старейшины, 5 век. Музей Фессалоник.

В более развитом варианте над ограждением появляется второй ярус из тонких колонок, несущих архитрав-эпистилий.





Реконструкция раннехристианской церкви из Ливии, Athrun


Именно эта форма сохранилась на века и менялась прежде всего в зависимости от размера церкви.


Самый простой ее вариант для крошечной церквушки выставлен в музее Монемвасии.


Аналог из статьи Лазарева.




На этом фото виден размер церкви, в которой находился этот темплон.



Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.

В широком пространстве базилики и темплон растянулся в ширину.

Очень похоже на темплон из Торчелло.



Церковь Св. Апостолов в Афинах. X в. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Athens_-_Church_of_the_Holy_Apostles_01.jpg
Алтарь с тремя конхами потребовал соответствующей алтарной преграды.



Трехчастная алтарная преграда, разделенная подкупольными столбами.


Кафоликон монастыря Осиос Лукас, ХI в.


Церковь Митрополия, Мистра, XIII-XV вв.
Здесь та же схема, но столбы художественно обыграны, на них появились фрески.(Простите за качество фото)


Схема темплона Дафни абсолютно идентична предыдущему.




Декор подкупольного столба, включенного в темплон Митрополии.


Вот, кстати, про церковь Богородицы из монастыря Осиос Лука забыла.



Церковь св. Софии в Монемвасии во многом повторяла формы церкви Дафни, и алтарная преграда, вероятно, была аналогичной.
К сожалению  сохранились только ее фрагменты.


Плутео.


Эпистилий.


Арка над фреской на столбе.

В комментариях есть и другие иллюстрации.

Еще немного по теме http://renardetraisin.livejournal.com/140767.html
http://www.kamengrand.com/index/ikonostas_v_arkhitekture_pravoslavnogo_khrama/0-70
Сокращенная статья Лазарева http://uchitelj.livejournal.com/819816.html
Tags: +византийская скульптура, Византия, Греция, алтарные преграды, архитектура, архитектурный декор, плутео
Subscribe

Posts from This Journal “плутео” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →