Валентина (uchitelj) wrote,
Валентина
uchitelj

Categories:

Искусство Северной Готики и Ренессанса. Часть 1

Пост 2011 года

Оригинал взят у schwarzze в Искусство Северной Готики и Ренессанса. Часть 1



Успела недавно посетить в ГМИИ им. А.С. Пушкина  выставку «Искусство Северной Готики и Ренессанса. Живопись, скульптура, художественная мебель из собрания М.Е. Перченко (Москва)».

Там были представлены произведения деревянной полихромной скульптуры из Нидерландов, Словакии,  Франции, Испании, Германии и австрии  (ок. 60 экспонатов), нидерландская и немецкая живопись, а также предметы готической мебели конца XIII – начала XVII веков. Все эти работы принадлежат авторитетному российскому коллекционеру Михаилу Ефремовичу Перченко.

В этом посте я разместила фотографии деревянной резной скульптуры. Многие работы достаточно большие. По ссылке можно увидеть, какого размера была изображенная слева фигура Богоматери с младенцем по отношению к одной из посетительниц выставки. Кадры с белым фоном из каталога, выпущенного к выставке. Остальные сняты на открытии экспозиции. Я специально стараюсь показать скульптуры в разных условиях освещенности. Мне кажется, что игра света и тени на разных снимках их оживляет.

Разная манера исполнения скульптур зависит не только от времени изготовления, но и от региона. где работали мастера.  Все сюжеты  на религиозные темы. Эти рельефы и скульптуры использовались для оформления церквей или в качестве домашних предметов культа. Некоторые сцены выглядят  знакомо, но есть свои тонкости.

Северная готика представлена в российских собраниях весьма скромно: это редкость не только для частных коллекций, но даже для самых крупных музеев. Что же касается резной деревянной скульптуры, то она вообще практически отсутствует в музейных собраниях России. Поэтому данный раздел выставки, по словам ее куратора Вадима Садкова, «сопоставим с коллекцией ГМИИ и Эрмитажа вместе взятых».

________________________________________

From February 1 till March 13 2011, in the main building of The Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow an exhibition Northern Gothic and Renaissance Art. Painting, sculpture, furniture from M.E. Perchenko’s collection was taken place. At the exhibition they might have seen masterpieces created since the end of the 13th, untill the beginning of the 17th century. Relics of the past, being united by its high stylistic and cultural quality, were divided into several sections.
One part of the exhibition was devoted to the painted sculpture of The Netherlands, Slovakia, France, Spain, Germany and Austria.




На большинстве представленных скульптур и рельефов изображена дева Мария с младенцем.
Образ «Матери и Младенца», являющийся средоточием многих древних религий, был популярен уже у первых христиан. Однако поначалу ряд ранних теологов и монашеских институтов, для которых было свойственно относившиеся к женщине, как к искусительнице, до некоторой степени противился росту культа Марии. Но уже в 431 году на Эфесском соборе был принят вердикт, который способствовал распространению образа «Матери и Младенца» как одного из христианских канонов. Ранним стимулом к почитанию Девы Марии было обнаружение того, что стали считать ее портретом, предположительно написанным Св. Лукой (сейчас реликвия хранится в Киккском монастыре на Кипре - божественном месте, доложу я вам).

________________________________________________________



О том, что почитание некоего более древнего женского божества в Европе повлияло на выбор и организацию религиозных сюжетов говорит, на мой взляд, Anna selbdritt (букв. устар. нем. «Анна-втроём, Анна-сам-третья»; итал. Anna metterza, англ. Ann mettercia, фр. Anne trinitaire). Это тип изображения святой Анны с её дочерью девой Марией и внуком Иисусом Христом. Эта иконография сформировалась в средневековье с ростом популярности святой Анны, и особенно популярна была в Германии и Нидерландах. На изображениях XIII и XIV веков значение образа св. Анны (богини-матери) подчеркивается несколько архаичным приемом преувеличения ее размера по сравнению с фигурками девы Марии и Христа.

Скульптура Святая Анна и Дева Мария с Младенцем из Мааса интересна тем, что фигуры расположены каскадом, динамика композиционного решения подчеркнута линиями ниспадающих складок одежд. Драпировка из тонкой ткани, прикрывающая шею и подбородок св. Анны, свидетельствует о преклонном возрасте. Пропорции фигуры св. Анны восходят к романскому искусству: верхняя часть туловища значительно вытянута по сравнению с нижней.


Святая Анна и Дева Мария с Младенцем
Дерево, полихромное покрытие, выс. 125 см
Нидерланды, Маас, 13 в.

Более традиционна симметричная композиция, напоминающая пирамиду, где св. Анна изображена с фигурками дочери и внука на коленях. Любопытно, что фигурки девы марии и младенца Христа одного размера, что говорит о манере далекой еще от реализма. Силуэт Анны с детьми по очертаниям сходен с пирамидой, что придает подобным изображниям облик монументальный и величественный.

Скульптурные группы Anna selbdritt традиционно напонены атмосферой нежности и грусти. Христос часто держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти.


Святая Анна с Марией и младенцем Христом. (Германия, конец XIV века).
Святая Анна и дева Мария с младенцем. Дерево, полихромное покрытие. Швабия, 1500.


Святая Анна и дева Мария с младенцем. Дерево, полихромное покрытие. Швабия, 1500.

Более реалистичной манерой исполнения этого сюжета отличается следующая скульптурная группа, созданная под влиянием итальянского искусства. Пропорции фигур соблюдены. Композиционное решение сцены свободно от средневекового канона.



________________________________________________________



"В XII и еще больше в XIII веке почитание Марии столь широко распространилось, что эпоха эта стала называться эпохой культа Девы Марии. Это было время религиозного подъема, вызванного крестовыми походами и достигшего своего высшего зримого, выражения, как признают многие, в готических соборах Франции, которые часто воздвигались в честь Богоматери - "Notre Dame".

Главным среди средневековых теологов, кто вдохновлял это движение, был Бернард Клервоский (1090—1153). Он интерпретировал Песнь Песней как детальную аллегорию, в которой невеста отождествлялась с Девой Марией. В сущности, эта концепция была уже известна средневековью, но Св. Бернард ее значительно развил, и она стала источником богатой образности, окружающей Деву Марию." Деву Марию почитали за её простоту и величие.

"Один из наиболее торжественных сюжетов - Дева Мария, восседающая на троне, или Regina Coeli [лат. - Царица Небесная]. Происходит он от формального византийского типа изображения Матери, представленной анфас, держащей застывшего в жесткой позе одетого Младенца, рука которого поднята в благословляющем жесте. Самые ранние примеры на Западе можно видеть в мозаиках Равенны и в других местах." http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-d/da/deva-maria.php

К этому типу относится скульптура Мадонны с младецем из Испании. Канон соблюден строго: фигуры расположены фронтально, их взгляды устремлены на зрителя. Пропорции фигур искажены. Дева Мария традиционно облачена в плащ голубого цвета — символ неба и напоминание о том значении, которое Дева Мария имела как Царица Небесная. Ее одежда красного цвета - символ будущих страданий. В правой руке Мадонна держит цветок (предположительно лилию - символ чистоты), левой рукой придерживает младенца. Христос благословляет зрителей. Книга в его руках символизирует Евангелие.


Мадонна с Младенцем на троне, Испания, начало XIV в.

В течение XIV - XVвв иконография изображений Девы Марии изменилась в сторону более трепетного, женственного образа. Например, более позднее изображение Мадонны, восседающей на троне, почти лишено формальной скованности поз. Линии скульптуры мягкие, пластичные. Благославляющий жест младенца выполнен с большей непринужденностью.

Ранее скульптура была увенчана короной, возможно, из золота. Но эта деталь не сохранилась.



Коронование Девы Марии Царицей Небесной от Самого Бога согласно доктрине римокатолической церкви является одним из эпизодов, входящих в цикл Вознесения Богоматери, и последним эпизодом её жития. В православной традиции коронование Богоматери не признается.

"Никакой из католических догматов и ни единая строка в Священном Писании не говорят ничего о том, что Мария после вознесения на небеса была коронована. Тем не менее, несмотря на отсутствие подкрепления утвержденными церковью догматов, эта тема в религиозном искусстве была очень популярна.

Эта традиция известна с XII века. Изначально этот образ опирается на Псалтырь 44:10-15 («…стала царица одесную Тебя в Офирском золоте…») и Песнь Песней 4:8, которые истолковываются как «приди, избранная, к моему трону» (Veni electa mea…in thronum meum), а также на видение Иоанна Богослова: «…явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» (Откр.12:1), что истолковывается как Богоматерь, ставшая царицей." http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%EE%ED%E0%F6%E8%FF_%CC%E0%F0%E8%E8


Мадонна с Младенцем. Словакия?
Мадонна с Младенцем, попирающая луну.

"В готической скульптуре пластическое начало, жизненная конкретность образов и характеров получили широкое развитие. В готической статуе жест, иногда угловато и наивно, а иногда с необычайной силой, раскрывает перед зрителем душевное состояние героя. Важную роль играют драпировки, которые, в отличие от романской скульптуры, отнюдь не растворяются в общем узоре архитектурного орнамента. Их движения, то плавно-величавые, то смятенные, то мягкие и нежные, часто воспринимаются не столько как отражение телесных движений, сколько как зримый отзвук порывов человеческой души.

S-образный «готический» изгиб тела выделял фигуру из общих вертикальных ритмов архитектурной конструкции. В эпоху высокой готики такой изгиб был очень сдержанным и, выявлял естественную позу свободно стоящей человеческой фигуры." http://www.artprojekt.ru/library/arthistory2.1/st034.html

Типичная форма, иногда именуемая Mater Amabilis [лат. -"Матерь Умиление"], представляет Деву Марию, одетую в ее традиционные цвета - красное платье и голубой плащ, держащую в своих руках Младенца, сидящего в одной из множества регламентированных поз.
Формальное изображение Девы Марии, держащей Младенца, пришедшее на Запад из византийского искусства, мастерами средневековой Европы стало все более и более окрашиваться человеческим чувством. Одновременно мастерам было свойственно стремление к типизации образа, черты Мадонны идеализировали: овальное лицо, прямой нос, маленький рот, миндалевидные глаза с тяжелыми веками.

Младенец уже не смотрит прямо на молящегося перед ним, поза его естественна, лишена условности. Большие чистые поверхности скульптурныого объема свободно и глубоко прорезанны складками одежд, которые контрастируют со сдержанным движением линии, прорисовывающей пряди волос. Противоположные элементы пластической формы мудро уравновешены и создают богатый образ, одновременно и гармонично величавый и скрыто драматический.



________________________________________________________



Далее представлен ряд сюжетов из жизни девы Марии и Христа.

Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, с целью избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. О смерти Ирода Иосифу было возвещено в Египте ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете.



Обычно, символически движение процессии в Египет обозначается направлением движения путников слева направо, а их возвращение — справа налево. Так что, есть вероятность, что это именно возвращение из Египта.
Основными персонажами композиции выступают Дева Мария, верхом на осле, младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, ведущий осла. В изображении доминирует фигура Марии, а Иосифу отводится второстепенная роль.

________________________________________________________



Иоанн Креститель — согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев, крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.

Согласно описаниям он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16).


Святой Иоанн Креститель, Германия, 1460–1480 гг.

По мнению Феофилакта Болгарского, верблюжья шерсть была выбрана потому, что «верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта». Иоанн, ведущий проповедь на границе Ветхого и Нового заветов, носил одежду из верблюжьей шерсти, так как «приводил к Богу и мнимо-чистый народ — иудейский, и нечистый — языческий».
Книга символизирует Библию.
Агнец (ягненок)- символ Христа, чистой жертвы, и одновременно символ христианства.

________________________________________________________



"Приближался праздник пресных хлебов, называемый пасхой. Священники и учителя закона искали случая, как бы им избавиться от Иисуса, но они боялись народа. Тогда сатана вошел в Иуду, которого называли Искариотом, одного из двенадцати. Иуда пошел к священникам и к начальникам стражи храма и предложил предать им Иисуса. Те обрадовались и решили заплатить Иуде за предательство тридцать сребреников. Согласившись на предложенную сумму, Иуда стал искать случая, когда с Иисусом не будет народа" (по Евангелию от Луки http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=13300).


Иуда, получающий плату за предательство. Германия.

В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса. Обычно Иуда Искариот изображался темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым. Негативное отношение автора к сюжету: Иуда изображен так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно — он предатель - выражается в гротескной, карикатурной манере резьбы.

________________________________________________________



"После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою, или лобным местом, т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин, возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов."


Путь на Голгофу (Несение креста)/ Распятие. Бавария.

Многофигурный рельеф представляет две сцены из цикла "Страсти Христовы". Внизу - путь на Голгофу, наверху - распятие (крест не сохранился).
В центре нижней части рельефа изображен Христос, несущий крест. Вокруг него злорадствующая толпа. Сочувствие вызывает тихая покорность Христа, чей взгляд устремлен на зрителя. У ног Иисуса - Святая Вероника с убрусом в руках (будущий Плат нерукотворный). Сзади помогает нести крест Симон Киринеянин. Слева, на фоне ворот Иерусалима апостол Иоанн поддерживат ослабевшую от горя Деву Марию.

Композиционным центром верхней части являлось само распятие, у подножия которого в скорбной позе застыла Мария Магдалина. Вокруг всадники - римские воины во главе с сотником Лонгином, пронзающим копьём бок распятого Иисуса Христа. Справа за скалами виднеются стены Иерусалима. Слева апостол Иоанн пытается поддержать Деву Марию, падающую без чувств.

Высокий рельеф с плотным расположением фигур в пространстве полон драматизма и внутренней экспрессии.

________________________________________________________



"Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа. Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что "...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...". http://nesusvet.narod.ru/ico/books/listok/cross.htm


Распятие.

Этот образ - фрагмент ретабля (алтарной сложной архитектурно-декоративной композиции, включающей архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения). Резные изображения религиозных сцен были распространены в католичестве и гораздо реже встречаются в православии, где обычно использовалась роспись.

Оформление рамы, завершенной ажурной аркой, идентичное для всех частей алтаря, ритмически объединяло ряд сцен ретабля в один ансамбль. Распятие было, вероятно, центральным сюжетом. Изможденная, болоснежная фигура Христа резко контрастирует с теплым тоном композиции. У подножия креста традиционно представлены молящаяся Мария Магдалина, слева апостол Иоанн придерживает Деву Марию, справа - сотник Лонгин.




Отличительный признак католического Распятия — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём.

________________________________________________________



Пьета (Плач) - распространенный сюжет искусства Средних веков — печальная Дева Мария сидит, держа на коленях тело Своего Сына, снятого с Креста. Этот сюжет был распростренен в странах к северу от Альп, где изображение страдания всегда связывалось с идеей искупления. Эта небольшая скуптура из Нидерландов была выполнена для частного заказчика и стояла в доме, а не в церкви.


Пьета. 1510-1520. Южные Нидерланды.

Мария лишь чуть склонила голову над телом сына, «вся ее материнская нежность устремлена лишь на него. Ей не на что больше надеяться, не на кого больше опереться; она далека от того, чтобы жить надеждой на мщение. У нее нет больше этого сына... После того как видела она его позорную казнь, она держит теперь у себя на коленях безжизненную его голову. Вот, без сомнения, высшая скорбь, какую может испытать материнское сердце» (Стендаль, http://www.publiclibrary.ru/readers/beauty/sculpture-pieta.htm).

________________________________________________________



Троица (Trinitas) — в христианских теологических представлениях бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, то есть абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисусе Христе) и Духа святого -"животворящего" начала. Впервые термин Троица засвидетельствован у Феофила Антиохийского (II век). http://www.mifinarodov.com/t/troitsa.html

Троица долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что бог изобразим только в лице Иисуса Христа, ибо лишь в этом лице сделал себя зримым и явленным; всё прочее - предосудительные фантазии.

Однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на мозаиках 5-6 вв. (Санта-Мариа Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне), истолковывается как явление Троицы; так возникает иконографический тип "Троицы ветхозаветной" (пр. "Троица" Андрея Рублёва). Именно такой тип считался каноническим в православной традиции, а изображение Бога Отца противоречило концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда». Появление икон с изображением Бога-отца Саваофа связывают с влиянием культуры католических стран на западные славянские княжества (см. икона "Отечество", Новгород. Конец XIV в. http://www.apocalyptism.ru/Vethij_dn.htm)

В западном искусстве с XII в. развивается специальный тип изображения Троицы, акцентирующий сострадание Отца к мукам воплотившегося Сына: он держит перед собой, восседая на престоле, Христа на кресте, кладёт себе на колени его безжизненное тело (нем. "Gnadenstuhl", "престол милосердия"), аналогичное сцене оплакивания тела Христа Богоматерью - Пьята.

Изображения седовласого Саваофа и Христа, которые в присутствии реющего голубем Духа являются созерцателю религиозной картины или фрески для поклонения (или возлагают венец на голову девы Марии, приемлют в небеса душу святого и т.п.) со времён Ренессанса встречаются достаточно часто. Сын изображается сидящим "одесную" Отца, а Дух Святой в виде голубя помещен между ними (в православии тип "Троицы новозаветной").


Троица.

На этом полихромном рельефе Саваоф и Христос изображены восседающими на облаках друг напротив друга. Фигурка голубя не сохранилась. В руках у Бога-отца, облаченного в богатые одежды, синяя сфера, вероятно, символизирующая вселенную. Бог-отец вырезан в архаичной манере, поза его несколько скована.



Христос же представлен полуобнаженным. То, с каким вниманием к анатомии изображено тело, говорит о знакомстве автора с античной скульптурой.


________________________________________________________


Считается, что Дева Мария умерла в Иерусалиме или Эфесе. Вопрос о дате Успения Божией Матери вызывает споры, ок 48 года. http://www.iverhram.ru/uspenie

Традиция считает, что к смертному одру Богоматери со всех концов света чудесным образом были перенесены апостолы. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение, а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос с сонмом небесных сил. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Сцена успеения представлена на трех рельефах из коллекции М. Першина. Первые два относятся ориентировочно к рубежу XIV-XV вв. На первой апостолы несут тело Марии для погребения. Ритм складок одежд, очевидно, был подчинен общему узору архитектурного орнамента.

На втором Дева Мария изображена на смертном одре, окруженная апостолами. Ложе размещено боком к зрителю. Прямоугольная его форма и направление драпировки придают композиции статичность.


Успеение Богоматери.

"Позже, в 1480–1490 годах, в Кёльне, была создана деревянная многофигурная группа «Успение Богоматери». Специалисты определили, что этот фрагмент алтарной композиции был исполнен в мастерской прославленного позднеготического скульптора Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider) (1460-1531). Рименшнейдер избегал позолоты и яркой раскраски как знаков излишней роскоши, зато его работы поражают психологической точностью образов (обратите внимание на лица предстоящих у одра Марии). Скромная по размеру скульптура отличается строгостью и величественностью, соответственно значимости изображенного события. Полихромное покрытие сохранилось лишь частично." http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/


Успение Богоматери
Дерево, полихромное покрытие. 68х58 х18
Германия, Кёльн, мастерская Мастера Тильмана Рименшнайдера, 1480–1490

Композиция несколько изменена. Ложе динамично развернуто к зрителю. С кадилом в руке - апостол Петр. Апостол Иоанн припадает к ложу Девы Марии. Один из апостолов придерживаю свечу в ее руках.

________________________________________________________


Апостолы и Иисус Христос




Отдельное спасибо latander и uborshizzza за предоставленные иллюстрации.

http://latander.livejournal.com/238742.html

http://uborshizzza.livejournal.com/1315080.html

http://viliamaya.livejournal.com/90098.html#cutid1

http://community.livejournal.com/live_report/867980.html

http://www.mishanita.ru/2011/02/09/7885/

http://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/67000/

http://uborshizzza.livejournal.com/1306238.html

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Mikhail_Perchenko%27s_collection

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=41878

http://psiland.narod.ru/psiche/Edinger/08.htm



Часть 2, Часть 3
Tags: +скульптура готическая, +скульптура раскрашенная, +скульптура ренессанса, +средневековая Германия, выставки, перепост, церковное искусство
Subscribe

Posts from This Journal “+скульптура раскрашенная” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments