ЖЖ

Древний супермаркет - Рынок Траяна, Рим

Мой пост 2013 года из сообщества. Мне нравится - пусть и здесь повисит. :-)
Я всегда подозревала, что так называемый "Рынок Траяна" - это вовсе не рынок, а супермаркет. Теперь я в этом убедилась окончательно.
Длинный сводчатый зал, а по сторонам в 2 этажа - маленькие магазинчики. Ну чем не ГУМ?

Рынок траяна, Рим
Между магазинами - скульптуры. Может они использовались в качестве манекенов? :-)
Collapse )
ЖЖ

Храм Святой Софии, Салоники

Храм Святой Софии представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода, сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики. Строительство храма относят к периоду между 690 и 730 годами а первое письменное упоминание о нём содержится в письме Феодора Студита от 795 года. Окончание строительства храма Святой Софии приходится на период правления императора Льва III, при котором в Византийской империи началось иконоборчество, что объясняет минимальное количество мозаичных украшений храма.

Размеры храма - 42x35 м, диаметр купола — около 10 м, высота рукавов креста — около 16 м. Купол на парусах, опирается на мощные столбы. В византийский период храм окружали многочисленные административные и культовые сооружения.

Около середины XI века храм был перестроен. К его западной части был пристроен просторный нартекс. Входные ворота прежней постройки были снесены, а восточную стену нартекса украсили фресковой живописью. В архитектуре алтарной части видны новые архитектурные формы, вызванные изменениями, произошедшими в чине литургии: для приготовления Святых Даров сделано помещение для жертвенника, а справа от алтаря, симметрично жертвеннику — диаконник для хранения церковной утвари и облачений.

После завоевания Салоник турками в 1430 году храм до 1523 года продолжал использоваться для христианских богослужений, но потом, как и другие храмы города, был обращён в мечеть. Турками был изменён внешний вид храма, фасад украсил портик в османском стиле, колокольню переделали в минарет, а затем возвели и второй минарет в османском стиле. Внутреннее убранство храма уничтожено не было, его покрыли штукатуркой, которая и сохранила мозаики собора.
Между 1907 и 1909 гг. здание было восстановлено после пожара 1890 г. В 1912 году по итогам Первой Балканской войны город Салоники перешёл к Греции и Святая София была возвращена христианам. Османский минарет был разобран, а колокольне была возвращена изначальная функция. Большая часть внутренней отделки была оштукатурена после Великого Салоникского пожара 1917 года. Купол не был восстановлен до 1980 г.



Collapse )
ЖЖ

Монастырь Латому, церковь св. Давида, Салоники. Фрески XII в.

"МОНАСТЫРЬ ЛАТОМУ (греч. Μονή Λατόμου ), быв. Пророка Захарии, быв. Христа Спасителя — расположен в т.н. Верхнем городе Салоник, на склоне холма, неподалеку от городской цитадели. Из всех строений сохранилась только церковь Святого Давида (греч. Όσιος Δαβίδ — Осиос Давид), бывшая главным храмом монастыря, и являющаяся в настоящее время действующим храмом. В 1988 году в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник включён в перечень объектов Всемирного наследия.
Своё название в честь преподобного Давида церковь получила только в XX веке, а ранее, была посвящена Христу Спасителю. Свое название (Латому – каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.
Храм стоит на руинах античного сооружения, являвшегося, скорее всего, баней. Древнее здание храма сооружено, скорее всего, в конце V — начале VI веков. Тип его был близок к храмам-мартириям Сирии, или сходен с баптистериями V — VI вв., так же его можно сравнить с часовней (т.наз. мавзолеем Галлы Плацидии) в Равенне, но коренное отличие собора монастыря Латому заключается в низком полукупольном перекрытии центра креста. Профессор Ксингопулос считал, что храм завершал квадратный в основании купол, крытый деревянными балками, но, судя по остаткам скругления над сходом рукавов креста, в центре существовал простой полукупол без окон."
От первоначальной архитектуры здания мало что сохранилось, но если вы хотите поподробней узнать, как она выглядела - вам сюда.
http://theatron.byzantion.ru/topic.php?forum=12&topic=105

Жемчужиной церкви является мозаика, https://uchitelj.livejournal.com/1278855.html а здесь я покажу фрески, тоже очень интересные.
"Из фресок храма уцелела орнаментальная роспись V-VI веков в своде восточного рукава креста; в южном рукаве - относящееся к XII веку изумительное по красоте Рождество Христово, а так же фрагментарно сохранившиеся Сретение, Крещение и Преображение Господне, исполненные в то же время. В северном рукаве сохранилась фреска «Вход в Иерусалим». К эпохе Палеологов относятся фрагменты фресок «Моление в Гефсиманском саду» и Богоматерь Страстная."



Collapse )
ЖЖ

Церковь пророка Илии (Church of Prophet Elijah), Салоники. Интерьер

Интерьер церкви не так прекрасен, как хотелось бы - от его первоначального вида мало что сохранилось,
но для получения более полного представления о церкви и это пригодится.


Остатки фресок в нартексе (притворе).

Collapse )
ЖЖ

Церковь пророка Илии, XIV в., Салоники

Очень красивая и интересная семиглавая церковь-триконх, правда сильно перестроенная внутри. Но пока мы полюбуемся ею снаружи.
Я не совсем разобралась с ее ориентацией, но буду писать как привыкла, чтобы вы понимали расположение фасадов.


Северный фасад

Collapse )
churchmouse

Кое-что об октагоне

Когда я прочитал о том, что равеннские баптистерии в плане имеют восьмиугольную форму ради символики цифры "восемь", прямо указывающей на восьмой день недели, последний и бесконечный, когда свершится пришествие Господне и все соединятся с Ним в радости жизни вечной (ну, не все, а кому положено), а крещение лишь первый шаг на пути к этому светлому соединению, я не поверил. Да ну, думаю, фигня какая. Это экскурсоводы придумали, а римляне и раньше строили свои восьмистенки на виллах, в банях и даже надгробных сооружениях. Collapse )
ЖЖ

Церковь Святого Пантелеймона в Салониках, интерьер

Конструкция церкви Пантелеймона показалась мне не совсем обычной -  не уверена даже, что ее можно назвать крестово-купольной. Колонны стоят совсем близко к стене, и, насколько я понимаю, значительная часть нагрузки идет на стену. Галереи, вероятно, служили контрфорсами, а после их удаления (см. предыдущий пост) купол скорее всего обрушился. Этим объясняется наличие железных стяжек.



Collapse )
ЖЖ

Церковь Святого Пантелеймона, XIII в., Салоники

Церковь Святого Пантелеи́мона (греч. Άγιος Παντελεήμων) — православная церковь в городе Салоники, освящённая в честь великомученика Пантелеимона. Церковь изначально была окружена галереей, вход в церковь из которой был возможен только через двери в северной и южной сторонах храма. В последние годы турецкого владычества галерея была разрушена, сохранились только ее фрагменты, примыкающие к апсидам.


Вид с юга

Collapse )
ЖЖ

Арка Галерия, Салоники

Мы с вами еще не окончательно распрощались с Ротондой - продолжим разговор о комплексе, в который она включена.

"Арка и гробница Галерия — сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия, возведенного в конце III — начале IV веков.
Триумфальная арка была построена в 298—299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу. Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. "
Сокращенная цитата из Википедии. В оригинале все значительно подробнее.


В глубине виднеется Ротонда


Реконструкция

Collapse )